Как и вся жизнь Пророка (мир ему и благословение), так и его отношение к женам является примером для каждого мусульманина.
Пророк (мир ему и благословение) уважительно относился к своим женам. Ценил и уважал их мнение, говорил им об их хороших качествах, о достоинствах и всемерно выражал свою любовь и нежность. ОН сажал их рядом с собой. Когда Он видел какую-нибудь из своих жен плачущей, Он нежно успокаивал ее, вытирая слезы своими руками.
Когда Пророк (мир ему и благословение) был в одном из своих путешествий, мальчик, которого звали Анджюша, припустил ведомое им животное вскачь. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал ему: "Анджюша, потише! Вези (моих жен) как хрусталь!". Настолько бережно Он относился к своим женам. После полуденного намаза Пророк (мир ему и благословение) посещал каждую из супруг, справлялся об их здоровье и делах. Он не пропускал ни одного дня, чтобы не посетить своих жен. Даже в день, когда Он женился на Зейнаб бинт Джахш, то зашел к каждой своей жене, интересуясь состоянием ее дел. И каждая Его супруга поздравила Его. Если же ночью Он вставал и шел к одной из жен, чтобы узнать, как она себя чувствует, то, не желая кого-нибудь обидеть, заходил и к другим, стараясь одинаково ровно относиться ко всем. Айша рассказала о том, что после совершения Сунны утреннего намаза Пророк (мир ему и благословение) разговаривал с ней, если она проснулась, а если не проснулась, то ложился и ждал, когда провозгласят икамат в мечети.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) вместе со своими женами присутствовал на праздничных торжествах, чтобы они отдохнули и развеялись. Он также уделял большое внимание их воспитанию и образованию, что также свидетельствует о высоком уважении к ним.
Несмотря на то, что Пророк (мир ему и благословение) не нуждался в советах своих жен, так как опирался на откровения Всевышнего, Он, тем не менее, обсуждал с ними разные проблемы и по-дружески советовался с ними. Таким образом, Он хотел собственным примером показать, как следует относиться к своим женам. Так во время Худайбийского договора Пророк (мир ему и благословение) приказал, чтобы каждый паломник зарезал жертвенное животное (гьадью) и снял с себя паломническую одежду. Его последователи в надежде, что Пророк (мир ему и благословение) изменит свой указ, не торопились исполнять его даже после того, как Он снова повторил требование. Они ждали другого указа.
Пророк (мир ему и благословение), предчувствуя, что исход договора можно было изменить, вошел к себе и стал советоваться со своею женой по имени Умм Салама. Конечно, Умму Салама прекрасно понимала, что муж не нуждается в ее мнении, однако она отдала должное Его праву советоваться с ней. Она посоветовала Пророку (мир ему и благословение) самому зарезать барана и снять облачения паломника - чтобы люди видели, что приказ окончателен.
Пророк (мир ему и благословение) показал, что к жене можно обратиться за советом, что нет ничего предосудительного в том, чтобы советоваться с женщиной, как полагали, да и сегодня полагают, некоторые мужчины. Редко какой правитель стал бы обсуждать критическую ситуацию со своей женой. Пророк (мир ему и благословение) учил других быть внимательными к мнению своих жен.
Пророк (мир ему и благословение) был мягким и чутким со своими женами. Однажды Умар зашел к Пророку (мир ему и благословение) и застал того улыбающимся. Пророк (мир ему и благословение) объяснил свою улыбку так: "Я смеюсь над этими женщинами. Они только что сидели возле меня и разговаривали, но, услышав твой голос, сразу же разбежались". Женщины же ответили Умару, что "тот суров и резок".
При этом Умар был вежлив с женщинами и не был суров или резок, просто его отношение к женщинам при всем этом не выдерживало сравнения, потому что Пророк (мир ему и благословение) был очень добр и мягок к сними. Известно также, что Пророк (мир ему и благословение) шутил со своими женами, играл с ними. Так, с Айшей Он соревновался в беге. Один раз она обогнала мужа, а на следующий раз Пророк (мир ему и благословение) обогнал ее и сказал: "Это тебе за тот раз".
Высокочтимая Сафийа по своему происхождению была иудейкой. Из-за ее национальности она часто подвергалась насмешкам и обидам. Пророк (мир ему и благословение) заступался за нее. Когда одна из жен обратилась к ней: "Эй, дочь иудея!", - Сафийа рассказала о своей печали мужу, и тот утешил ее.
При этом Пророк (мир ему и благословение) мог наказать своих жен, если те проявляли высокомерие или непослушание. Так, Зайнаб была отлучена от постели на некоторое время за свое высокомерие по отношению к Сафийи. Хафса также однажды разгневала своего мужа и была наказана. Но при этом Пророк (мир ему и благословение) всегда был чуток к своим женам, стремился понять их чувства и положения, умел прощать.
Когда Савда с появлением других жен в доме Пророка (мир ему и благословение) поняла, что Он женился на ней из жалости и из почтения к ее стойкости, она была опечалена. Кроме того, она уже состарилась, и выполнение некоторых обязанностей было уже тяжело для нее. Чтобы избавить ее от груза забот, Пророк (мир ему и благословение) предложил ей отпустить ее прекрасным образом. Когда же та попросила остаться под сенью брака с Пророком (мир ему и благословение), отдав свой день Айше, тот исполнил ее желание.
Когда Пророк (мир ему и благословение) почувствовал беспокойство Хафсы, Он сказал: "Если она захочет, я освобожу ее". Это короткое высказывание сразу навело Хафсу на испугавшую ее мысль, что муж оставит ее, тогда она стала поститься и молиться. И в итоге Мухаммад (мир ему и благословение) оставил Хафсу в своих женах.
Мы видим, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) никогда не удерживал возле себя жен против их воли и всегда давал им возможность самим решать, как им поступить в случае, если они чем-то были недовольны. Получая эту свободу выбора, жены Пророка (мир ему и благословение) выбирали Пророка (мир ему и благословение).
Известно, что жены Пророка (мир ему и благословение) жили бедно, хотя многие из них происходили из знатного рода и прежде жили в иных условиях. Вероятно, некоторые из них хотели лучшей жизни - лучшей пищи, одежды, имущества. Такие желания кажутся вполне естественными, однако особое положение обитателей дома Пророка (мир ему и благословение) не позволяло женам поступать подобным образом. Как только Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) почувствовал эти настроения, Он удалился в дальний угол дома.
Безусловно, обычная женщина может испытывать подобные желания, но жены Пророка (мир ему и благословение) отличались особым статусом - на них была возложена особая миссия, поэтому важно было, чтобы каждая из них сама определила для себя приоритеты. Понимая это, Пророк (мир ему и благословение) обратился к каждой из своих жен с вопросом, на который не торопил их давать ответ.
Он цитировал им аят (смысл): "О, Пророк, скажи твоим женам: "Если вы желаете мирской жизни и ее прикрас, то приходите - я дам вам насладиться и отпущу вас (дав развод), прекрасным способом. А если вы хотите Аллаха и Его посланника и последнего жилища, то Аллах уготовал добродеющим из вас великую награду" (33:28-29).
Каждая из жен ответила, что выбрала Аллаха и Его Пророка (мир ему и благословение). Каждая прошла это испытание и удостоилась быть с Пророком (мир ему и благословение) в обоих мирах.
Таким образом, все жены добровольно согласились на то положение, в котором и прожили всю свою жизнь. Ни одну из них Пророк (мир ему и благословение) не принуждал терпеть те лишения и испытания, что выпали на их долю.