Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, имел многие особенности и положения, которые касались только его и это из уважения к нему. Также некоторые данные особенности были и у других пророков. Но есть вещи, которые были разрешены ему, но запрещены другим. Что именно?
Непрерывный пост в несколько дней
«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» - сура «аль-Анбийа», 107 аят.
«К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим» - сура «ат-Тауба», 8 аят.
Пророк пришел с шариатом, основанным на легкости, облегчении, милости, отстранения от трудностей.
Одним из доказательств легкости шариата является запрещение пророка своей умме поститься два дня или более подряд без принятия пищи между ними, поскольку это трудно и опасно с той точки зрения, что при таком стечении дел человек может быть сильно обессилен, что может привести к оставлению некоторых религиозных предписаний. В то же самое время такой пост был разрешен Пророку, это была его особенность, которая не возлагалась на его общину.
Передается от Анаса, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Не соединяйте (два дня подряд)». Ему сказал: «Воистину ты соединяешь». Он ответил: «Я не подобен ни одному из вас, меня кормят и поят» Бухари.
Передается от Аишы, да будет доволен ею Аллах, что Посланник Аллаха запретил непрерывный пост в несколько дней из милости к людям». Люди сказали: «Воистину ты соединяешь». Он ответил: «Я не подобен ни одному из вас, воистину, кормит меня Господь мой и поит».
Хафиз ибн Хаджар по поводу этих изречений сказал: «Совокупность данных хадисов указывает на то, что совершение Посланником Аллаха непрерывного поста в течении нескольких дней является его особенностью».
Имам ан-Навави сказал: «Аль-Хаттаби и другие сподвижники придерживались мнения, что «соединение дней» (т.е. непрерывный пост в два и более дней без принятия пищи) является особенностью пророка, которая запрещена его общине».
Женитьба без попечителей и свидетелей
Очень большое внимание ислам отдает семье. Семья это составная всей мусульманской общины. Принцип построения общества прост, если семья является здоровой, во всех смыслах этого слова, то и общество будет здоровым, если же семья будет под влиянием всего дурного, что есть, то это отразится и на обществе в равной степени. Бракосочетание это узаконенный способ для создания семьи, и продолжения человеческого рода. Именно поэтому в исламе очень важное и главное место уделяется всему тому, что касается семьи, ее положений из уважения и почетания к данной супружеской связи.
Одним из положений, относящимся к бракосочетанию, является наличие вали (опекун). Наличие опекуна женщины при замужестве является обязательным по всем мазхабам, кроме ханафитского. Вали есть гарант того, что женщина выйдет замуж в равный брак, так как неравный брак и неверный выбор девушки в равной степени касается и ее, и ее опекуна. Вали – это гарант того, что будут соблюдены права женщины. Точно также одним из положений бракосочетания является присутствие свидетелей. Свидетели также являются гарантом тому, что женщина не будет ущемлена в своих правах после бракосочетания и при возникновении семейных споров.
Только лишь пророк был свободен от этих положений, касаемых вопроса вали и свидетелей. Это было из уважения к нему и в связи с ненадобностью. Ученые сказали: «Вали в вопросе бракосочетания нужен для того, чтобы соблюсти равенство брачующихся, в вопросе Пророка этот пункт отпадает сам собой, поскольку человека выше него по статусу, положению, набожности и др. просто нет.
Доказательством на это положение служит изречение Зайнаб бинту Джахш, да будет доволен ею Аллах, она гордилась бракосочетанием с пророком и говорила: «Вас выдали замуж ваши семьи, а меня выдал замуж Всевышний Аллах».
Приводится от Муслима, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха не праздновал ни с кем из своих жен бракосочетание так долго и хорошо, как праздновал он женитьбу на Зайнаб».
Объясняя это изречение, Навави сказал: «Это было по причине благодарности за милость Аллаха в том, что Аллах женил его на ней посредством откровения (вахи) без попечителей и свидетелей, что недопустимо общине мусульман».
Женитьба более чем на четырех женщинах
Мусульманин не может жениться более чем на четырех женщинах одновременно. Об этом сказано в Коране, об этом же говорил и Пророк. В Коране Всевышний Аллах сказал:
«Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости (или бедности)» - Сура «ан-Ниса», 3 аят.
В сунне Пророка приводится, что человек по имени Гуйлан ибн Салама ас-Сакафи принял ислам, и у него было 10 жен. Пророк сказал ему: «Выбери из них четыре жены».
Имам аш-Шафии сказал: «Сунна Посланника Аллаха ясно указывает на то, что никто не может жениться более чем на четырех женщинах одновременно, кроме Пророка».
Это является особенностью Пророка, и это положение относилось только к нему, и среди ученых нет разногласия в том, что на момент его смерти у него было девять жен: Сауда Замгата Курайшия, Аиша бинту Абу Бакр аль-Курайшия, Умму Саляма Хинд бинту Абу Умаййа аль-Курайшия, Хафса бин Умар аль-Курайшия, Зайнаб бинту Джахш аль-Асадия, Джувайрия бинт аль-Харис аль-Мусталикыя, Умму Хабиба Рамля бинт Абу Суфья аль-Курайшия, Сафия бинт Хуййай ан-Надырийя, Маймуна бинт аль-Харис аль-Хилялия.
Женитьба на таком количестве женщин имело следующие положительные моменты для ислама:
Во-первых, жены его являлись свидетелями его жизни вне общественной жизни, они передавали хадисы и рассказывали о поступках Посланника Аллаха, чтобы в последующем любой верующий мог извлечь из этого пользу, и чтобы многобожники не говорили о Пророке, что якобы он являлся колдуном и прорицателем.
Во-вторых, племена, представительницы которых были замужем за Пророком, могли гордиться этим, и, в-третьих, тем самым были хорошие и дружественные отношения с Пророком и верующими.
Наряду с вышеперечисленным нужно учитывать, что такое количество жен позволяло обзавестись большим количеством родственников и в последствии союзников; это нужно было и для того, чтобы мы могли перенять те положения шариата, которыми мы должны руководствоваться у себя в семье; это нужно было непосредственно для тех женщин, на которых он женился, так например, Пророк женился на Сафие после того, как были убиты ее отец, муж и дядя.
Сражение в городе Мекка
Город Мекка является территорией Харама, т.е. на ней запрещены убийства, проливание крови, нечестие, плоть до того, что на территории харама нельзя ломать ветки деревьев. Но Всевышний Аллах позволил Своему Посланнику начать сражение в Достопочтимой Мекке на час в дневное время, в ходе которого были повержены 20 идолопоклонников.
В день открытия Мекки Посланник Аллаха сказал: «Воистину Мекку сделал запретным Аллах, и не сделали запретной ее люди. И не разрешено человеку, верующему в Аллаха и в Судный день, проливать в ней кровь, и вырубать деревья. И если кто-то будет разрешать сражение по примеру Посланника Аллаха, то скажите ему: «Воистину, Аллах разрешил ему это, но не разрешил это вам. И воистину, это было разрешено мне на один час в дневное время. Запретность этой территории вернулась точно так же, как она была запретной вчера и пусть засвидетельствовавший это, донесет до отсутствующего».
Подготовлено специально для «Инфо-Ислам»