Недавно в Махачкале на форуме российских и зарубежных исламских богословов принята фетва, осуждающая экстремизм в любых проявлениях. До этого в конце мая в Москве состоялась Международная богословская конференция «Исламская доктрина против радикализма», которая также приняла осуждающую фетву. Авторитетные и известные за рубежом и в России мусульманские деятели специально собирались, чтобы противостоять растущей угрозе религиозного радикализма и экстремизма. Но остановят ли экстремистов эти фетвы?
Мусульмане сегодня переживают не самый лучший период в их жизни. У них масса проблем, но главная с чем столкнулась мировая умма – это радикализация молодежи и страдание их умов объективизмом, что приводит к неправильному пониманию идей и слов, которые, в свое время, озвучивал пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего. Свою лепту в это вносят и различные секты и течения, которые «с пеной во рту» доказывают свою правоту.
Россия, где мусульманская умма проходит также свой путь развития после долгих лет правления невежественного атеизма, членство в каких-либо религиозных «партиях», стремящихся к Халифату или отношения себя к одному из направлений – салафизму или суфизму, перешло на новый уровень – все они заявляют о своей исключительности и «спасительном» пути. Обыденный мусульманин, которому нет дел до тонкостей религии и который занят больше своим бизнесом, нежели получением знаний, уже устал от «разборок» различных течений. Он пришел в Ислам за духовностью, чтобы спрятаться от суеты этого мира, а находит, вместо этого, политически ангажированных проповедников.
Духовенство по своей сути, видя все эти перипетии в их пастве, по большому счету, ничего не предпринимает, так как у них нет идей и мыслей, как можно сегодня преодолеть эти разногласия мусульманской уммы. Да и мусульмане в целом, перестали доверять своим духовным наставникам, авторитет которых, к сожалению, не так уж и высок. Поэтому проведение различных конференций с приглашением видных мусульманских ученых, становится, что ни на есть – спасительным кругом. В целом, когда в одном месте собираются видные исламские ученые и выносят фетву, это, с точки зрения религиозного законодательства, должно работать и влиять на массу молодежи. Все-таки фетва – это модель, к которой все мусульмане должны прислушиваться и исполнять. Но проблема здесь в другом – мусульмане до того разделены, что они прислушиваются только к ученым своего круга и течения, в котором они находятся, и не считают авторитетными мнения других ученых, ели они не разделяют их взглядов. Хотя, в последнее время, многие из них начинают не разделять взгляды и своих современных ученых, которые также выступают против религиозных крайностей, экстремизма. Получается, что сегодня никто друг друга не слышит.
С учетом того, что интересы расшатать позиции мусульманского сообщества и разыграть религиозную карту на руку многим недоброжелателям и врагам России, не стоит забывать и о провокаторах. Для них издаваемые фетвы – лишь бумага с чернилами, а задурить кого-нибудь своей идеологией при нашем разнообразии исламских «мнений», не составит большего труда. Вот и получается, что у силовиков есть один выход – это применение своих методов борьбы с «инакомыслием» и со всем, что не вписывается в рамки традиционного духовенства.
Никто не спорит, что сегодня крайне необходимы эти фетвы и информационные ресурсы, которые могли бы доносить суть этих фетв и были бы авторитетны среди мусульманского сообщества в целом. Но, ни один мусульманский ресурс сегодня не в состоянии этого сделать в силу своих корпоративных интересов. Да и разногласия, царящие в среде мусульманского духовенства России, никак не способствуют доносить пастве принятые фетвы во всех мечетях страны. Поэтому, в сложившихся обстоятельствах, сложно противостоять религиозному экстремизму и, тем более, молодежному радикализму.
Султан Ахметов