В первых числах мая муфтий Татарстана Гусман хазрат Исхаков принял участие в миротворческом форуме в Грозном. Одной из основных тем форума стала проблема межконфессионального диалога. Темы межконфессионального диалога, толерантности, терпимости сейчас очень популярны на разных форумах, конференциях, симпозиумах. Только в России проходят десятки конференций и круглых столов в год, посвященных вопросам толерантности и взаимопонимания.
Еще одно крупное мероприятие состоялось в Баку. В конце апреля на саммит в столице Азербайджана собрались религиозные лидеры всего мира, чтобы обсудить актуальные вопросы сотрудничества между религиозными общинами, создания более справедливого миропорядка. «Религиозные лидеры могут внести важный вклад в разрешение мировых экономических и социальных проблем», говорится в итоговом послании саммита. Но действительно ли способствуют сохранению толерантности и развитию межконфессионального диалога всевозможные конференции и саммиты? Какова же реальная ситуация в мире?
С начала года в мире случилось несколько событий, которые заставляют усомниться в эффективности таких мероприятий.
В январе 2010 года в Малайзии возник конфликт на религиозной почве между мусульманами и христианами. Произошла серия нападений на места религиозного поклонения. Осквернению и нападениям подвергались церкви, мечети. Причина конфликта абсурдна: решение суда, разрешившего немусульманам пользоваться словом «Аллах», вследствие чего власти страны даже были вынуждены создать специальную комиссию, призванную решать конфликты между христианами и мусульманами.
Также в январе этого года случились ожесточенные столкновения на межконфессиональной почве в Египте между мусульманами и христианами‑коптами. Началось все в одной из египетских деревень, где трое неизвестных открыли из машины огонь из автоматов по коптам, выходившим из церкви после рождественской службы. Затем конфликт перекинулся на другие деревни. Остановить кровопролитие удалось только после вмешательства сил безопасности.
Нигерийский город Джос в январе также стал ареной межрелигиозной бойни. Беспорядки продолжались в течение четырех дней, пока введенные в город войска не остановили насилие. Мусульмане и христиане (католики и протестанты) стреляли друг в друга, резали ножами, рубили мачете, поджигали дома, мечети и церкви. Правозащитники и медики сообщили о 492 погибших, среди которых подавляющее большинство составляют мусульмане. Около 40 тыс. жителей Джоса остались без крыши над головой. Согласно одной из версий, бойня началась с того, что разозленные молодые мусульмане подожгли католический храм. По другой версии, конфликт развязали христиане. Это уже не первый случай межрелигиозных столкновений в Нигерии за последние десять лет.
Все эти конфликты возникают на волне провокаций, поэтому возникает вопрос: кому нужны эти конфликты? Почему на фоне частых выступлений политиков, общественных и религиозных деятелей о толерантности и взаимопонимании, конфликты не только не разрешаются, но порой и обостряются?
Стоит отметить еще два события, произошедшие в нашей стране и вызвавшие широкий общественный резонанс: убийство православного священника Даниила Сысоева и теракты в московском метрополитене.
Отец Даниил был известным христианским деятелем, вел активную миссионерскую работу среди мусульман России и стран СНГ. Его книга «Брак с мусульманином» вызвала сильное возмущение среди мусульман, а религиозные диспуты с бывшим священником Вячеславом Полосиным, принявшим ислам, еще более усугубили его конфликт с мусульманами. Поэтому некоторые радикально настроенные мусульмане открыто выступали против отца Даниила.
Это убийство – самая настоящая провокация, ведь расправились именно с тем православным деятелем из числа всех священнослужителей, который наиболее активно выступал против мусульман. Слова человека – это не повод применять против него оружие. Пророк (мир Ему) обращался с мольбой ко Всевышнему направить на путь истинный даже самых своих ярых противников. За оружие первые мусульмане взялись только тогда, когда уже невозможно было терпеть гонения и нападки со стороны своих врагов, и когда были ниспосланы соответствующие аяты. Поэтому мусульманин никак не мог совершить такое преступление. Как можно поднять оружие против своего брата по вере в Единого Бога, пусть и исповедующего другую религию? Такое убийство – отличный повод посеять раздор между представителями двух крупнейших конфессий в нашей стране.
После нескольких лет относительного спокойствия в конце марта Москву снова потрясли взрывы. СМИ сразу же связали взрывы со смертницами в платках. Девушка в платке – это уже устоявшийся образ смертницы в глазах обывателя, поэтому общественность легко поверила в эту версию. В метрополитене девушек в хиджабах до сих пор провожают тревожными и подозрительными взглядами, кто‑то старается обходить их стороной, кто‑то не заходит с ними в один вагон метрополитена. Официально ответственность за теракты взяла на себя организация «Кавказский эмарат». Однако качество записи и монтажа видеообращения Доку Умарова, где он берет на себя ответственность за теракты, вызывает очень много вопросов. Видеозапись откровенно смахивает на подделку. К тому же, на второй день после взрывов Доку Умаров выступил с обращением о непричастности «Кавказского эмарата» к этим событиям. В СМИ прозвучало много версий об организаторах терактов: зарубежные и отечественные спецслужбы, «исламисты», русские националисты и др. Но кто бы это ни был, можно сказать, что провокация своей цели достигла. Какова же была цель? Конечно же, не достижение взаимопонимания и взаимосогласия.
Что касается исламского следа в событиях, то наиболее полно отношение ислама к терроризму характеризуют слова Равиля Гайнутдина: «Террорист не может быть мусульманином, мусульманин не может быть террористом». Также очень уместно предложение Президента страны Д. Медведева отказаться от термина «исламский экстремист», заменив его на «бандит». «Правильное наименование бандита – просто бандит, у него нет религиозного содержания, даже если у него в голове крутится, что он правоверный мусульманин. Он не мусульманин, он бандит», – считает российский лидер. Верно предложение президента. Ведь у насилия нет религиозной или национальной принадлежности. Почему нет буддийских экстремистов, иудейских, христианских, а только исламские? Почему именно исламу, религии мира и добра, досталась участь нести на себе черную печать экстремизма и терроризма? Почему забыты истинные традиции Ислама, призывы к взаимной дружбе и любви заменяются ложными представлениями?
В связи со всеми последними событиями сейчас в новостях очень популярна исламская тематика. Но, к сожалению, почти все новости из исламского мира связаны с терактами, взрывами, межрелигиозными конфликтами. Само собой на этом фоне возникает довольно негативный образ исламской религии – религия, призывающая к миру и добру, преподносится как некое социально-политическое явление, призывающее к взаимной вражде и неприязни к инакомыслящим.
Еще один пример – тема Ближнего Востока, основного поставщика новостей исламского мира. Политическая обстановка на Ближнем Востоке нестабильна, то и дело приходят известия о военных действиях, терактах, взрывах. Арабо-израильский конфликт, война в Ираке, Афганистане, на очереди Иран. На фоне освещения этих событий посредством СМИ складывается весьма негативное видение мусульманского мира.
Недавно Центр социальных исследований «Pew Forum» произвел подсчет численности мусульманского населения Земли. Вопреки распространенным стереотипам, в государствах Ближнего Востока и Северной Африки проживают лишь 20% всех мусульман. При этом в Китае проживает больше мусульман, чем в Сирии, а в России – больше, чем в Иордании и Ливии, вместе взятых. Только 20% мусульман проживает на Ближнем Востоке, но все события, происходящие там, ассоциируются именно с исламским миром. Неизвестно, какая тысячная часть из этих 20% связана с терроризмом и военными действиями, но именно на основе этого мизерного процента складывается общее представление о мусульманах.
За последние десять лет в наш обиход вошли слова «джихад» и «шахид», которые несут в себе отрицательный смысл. Под «джихадом» подразумеваются военные действия террористов и теракты, но мало кто знает, что истинный «джихад» представляет собой достижение божественного знания и духовного возвышения посредством борьбы со своим внутренним эго. Кроме того, разве можно сравнивать сподвижников Пророка, отдававших свои жизни на полях битв священных войн, с подрывами смертников-камикадзе, с которыми теперь ассоциируется слово «шахид»? Из-за чего произошла подмена священных исламских понятий?
Эта тема оставляет больше вопросов, нежели ответов, главный из них: почему на фоне столь многочисленных конференций и форумов о толерантности, терпимости, межконфессионального диалога, выступлений политиков и духовных деятелей, межрелигиозные и межэтнические конфликты продолжают набирать обороты, количество негативных стереотипов об исламе продолжает расти? И естественно возникает следующий вопрос: на самом ли деле мы так нуждаемся в толерантности, о которой так много говорится?
Искандер НАБИУЛЛИН