Одним из самых больших заблуждений в современной мировой политике является представление о том, что колониальных империй нет и мы вступили в период постколониальный, мир свободных наций и государства. Хотя откровенно говоря такой иллюзией уже давно никто не грезит.
Практически сразу после развала большинства колониальных империй в мире формируется новая система межгосударственных отношений - неоколониальная. Ответом на этот новый колониализм стал постколониализм. Это движение в большинстве бывших колоний Запада сформировалась как определенный интеллектуальный ответ на претензию бывших метрополий на культурное, экономические и политические господство в бывших своих колониях.
Глубоко укоренившееся в западном культурном сознании представление о восточной культуре как культуре вторичной, пассивной по отношению к <<передовой>> культуре Запада серьезно влияет на современную политику европейских стран и США в государствах именуемых <<третьем миром>>.
Ответом на такое положение вещей стало направление именуемое постколониализмом. Основателем этого одного из самых актуальных современных интеллектуальных направлений стал профессор Колумбийского университета (Нью-Йорк) Эдвард Саид. Он был арабом по происхождению, родился в 1935 году в Иерусалиме, детство провел в Каире, после чего он уехал учиться в США: сначала в Принстон, а потом в аспирантуру Гарварда. Свои первые научные работы он посвятил литературоведению. После оккупации в конце 1960-х годов Восточного Иерусалима Израилем он, будучи профессором престижного Колумбийского университета, становится палестинским активистом. В 1978 году выходит самая известная его работа <<Ориентализм>>, которая и становится классикой постколониальной теории. В ней он впервые предпринимает попытку описать то, как западные страны в колониальный период, в том числе через художественную литературу формировали, конструировали представлении о пассивной, отсталой и неспособной к созиданию восточной культуре. В 1980 году он выпускает книгу <<Скрывая ислам>>, в которой критикует западные представления об исламе (сам, кстати, Саид был рожден в семье арабов-протестантов).
Те интеллектуальные основы, которые были заложены такими исследователями как Эдвард Саид в конце 1970-х и в 1980-е годы, породил один из наиболее актуальных научных и общественных дискурсов - постколониальный. Возникает вопрос: в чем его актуальность сейчас, когда большинство империй приказали долго жить и бывшие их колонии, казалось бы, самостоятельно пытаются выбирать пути своего развития? Ответ, на него был дан выше. Вслед за классическим колониализмом мы вступили в эпоху неоколониализма. Конечно, неоколониализм гораздо более изощренный и, тем самым, более опасный. Если в прежние годы, западные державы применяли грубую военную силу, чтобы покорить новые территории, то сейчас они прикрываются больше красивыми лозунгами и благородными целями. Конечно, и сейчас они время от времени применяют грубую силу, но во главу угла ставятся идеологические предпосылки - нести демократию угнетенным народам Востока.
Разница между неоколониализмом и просто колониализмом в том, что в первом случае в первом случае штыки идут за идеологами (транснациональными компаниями, либеральными фондами и правозащитными организациями), а во втором идеологи (христианские миссионеры) приходили уже после штыков (армии колонизаторов). В эпоху классического колониализма вслед за военными поработителями приходили христианские миссионеры и пытались обратить в свое веру завоеванные народы, пытались установить свои порядки. Сейчас действие происходит несколько иначе. Через ТВ, Интернет, журналы, книги идет идеологические давление на страны Востока, происходит попытка поставить их в зависимость от стран современной западной цивилизации. Различные фонды и так называемые правозащитные и гуманитарные организации создают благоприятную почву для нового порабощение стран третьего мира.
Этим пользуются различные крупные транснациональные компании с центральными офисами Лондоне, Париже и Ньй-Йорке, а также лидеры западных государств. Однако как в период классического колониализма западным миссионером не удалось обратить в свою веру мусульманские народы, так и сейчас существуют проблемы с полным поглощением западной пропагандисткой машиной народов исламского мира.
Здесь я позволю себе процитировать мнение известного современного православного богослова и миссионера Андрея Кураева, которое он недавно высказал в интервью журналу <<Сноб>>: "Мне кажется, что судьба человечества определяется формулой: сможет ли шоу-бизнес разрушить мусульманскую систему ценностей так же быстро, эффективно и необратимо, как он это сделал с христианством. Как бы ни относиться к исламу, это наши родственники по средиземноморской цивилизации, и наш конфликт с ними -- это конфликт семейный. А вот <<Дом-2>> -- это <<Чужой>> и <<Хищник>> в одном флаконе. Это культура смерти. <<Бери от жизни все>> -- в этой идеологии нет повода для служения, для отказа от чего-то. А создание семьи и рождение ребенка -- это служение и отказ. Как только программа <<Дом-2>> с ее культом гедонизма, потребления станет нормой на телевидении Саудовской Аравии, это будет означать конец нашей цивилизации."
Услышать такие слова, такое признание из уст известного христианского православного богослова большого стоит. Конечно, сейчас в значительной степени мусульманские народы оказались под большим влиянием западной культуры, система развлечений, культ гедонизма и индивидуальности постепенно отрывает мусульманские народы от традиционных ценностей, от ислама.
Именно на это работает западная пропагандистская машина сейчас. Манипулируя сознанием мусульманских народов западная пропаганда вкладывает в их сознание представление, что все передовое и полезное для человечества сейчас имеется только на Западе, что только западные ценности, западные технологии могут спасти мусульманский мир от мракобесия и нищеты. Завернутые в привлекательную обертку MTV, Кока-колы и iPhone'ов эта идеология впихивается в сознание восточных народов.
При эффективности такой пропаганды восточные народы добровольно становятся придатком западного мира, поэтому во имя провозглашённых ценностей уже легче осуществлять военные вторжения (по типу Ирака, Афганистана и Ливии) и давить на руководства мусульманских стран (как в Сирии или Иране).
Не является большой тайной, что те же США проявляют большую заинтересованность в скором установлении <<демократических>> режимов в тех регионах, где имеется нефть и другие природные ресурсы. Или же, как в случае с Афганистаном, они стараются занять стратегическую позицию для своих военных баз, чтобы иметь свои пушки рядом с Китаем, Ираном, Россией и странами Персидского залива.
Для более эффективного продвижения своих интересов страны запада за последние примерно 20-30 лет сконструировали проблему <<исламского терроризма>>. Сколько кампаний и акций в интересах сильных мира сего было проведено под предлогом борьбы с исламской угрозой сложно представить. Некоторые российские политики внутри России, готовы оправдывать приближение НАТО к российским границам под тем же предлогом борьбы с мусульманским террором. А то, что большинство лидеров, так называемых мусульманских террористов, это воспитанники западных спецслужб все дружно забывают.
Справедливости ради стоит отметить, что в США и Западной Европе действительно созданы самые лучшие на данный момент условия для гражданской активности и демократии. Граждане (именно граждане) этих стран имеют представление о том, что они могут влиять на политику, и каждый раз этим активно пользуются. Для человека, который побывал как в европейских странах, так и в арабских, очевидна та разительная пропасть, которая имеются в уровне качества жизни этих стран (это понятие включает как заработную плату, так и уровень медицины, качество дорог и состояние туалетов). Однако руководство западных стран ведет двойную политику, создавая благоприятные условия для своих граждан, они в своих личных интересах создают невыносимые условия для стран так называемого третьего мира, в числе которых и мусульманские народы.
Конечно, в современных мусульманских странах множество проблем. Как с правами человека, так и с неразвитостью современной системы образования и как следствия технологий. Особенно это касается арабских стран, а также Афганистана и Пакистана. Им необходимы грамотные врачи, инженеры, программисты, учителя. Качество и уровень жизни в тех странах, где нет нефти, откровенно крайне низкая.
Даже те исламские государства, которые имеют большие доходы от продажи нефти, в технологическом отношении только потребляют западные продукты, не производя ничего своего. Много ли выдающихся физиков или химиков из стран Персидского залива мы наем?
Все эти проблемы известны, поэтому на современном этапе перед мусульманскими народами мира стоит важная цель - сохранив свои ценности, культуру и религию, совершить технологический и образовательный скачек на новый уровень, чтобы снова не превращаться в безвольные колонии западного мира.
Сулейман Айдинов