Ученые мужи и авторы редакционных статей на Западе, похоже, искренне ошеломлены оглушительной реакцией мусульман на сообщения о надругательствах над Кораном.
Они не говорят об этом на каждом углу, однако совершенно ясно, что выражение ярости и гнева, давшее о себе знать от Марокко до Малайзии, заставило Запад изумиться и задать вопрос: «Что происходит с этой религией? Почему беглое упоминание о малозначимом инциденте со священной книгой вызвало у них такую ярость?»
Проблема в том, что светский до корней Запад никогда не сможет по-настоящему понять или проникнуться чувствами мусульман к вере. Большинство мусульман по-прежнему верит в то, что их всеохватывающая вера должна быть путеводителем во всех областях жизни, которую дает Аллах человечеству, а также служить вечным источником, определяющим направление пути на все времена.
Запад, или христианство, с другой стороны, выработало у себя трезвый скептицизм, который, если хотите, можно назвать неуважением ко всем проявлениям веры. В глазах Запада, ничто уже не может быть священным, хотя остальной мир и считает по-иному.
Если большая часть западного христианского мира за многие века выработала в себе приводящее в замешательство разочарование в собственной вере и сегодня смотрит на веру в целом как на частное дело каждого, как на что-то, что должно быть ограничено четырьмя стенами церкви, то в этом виновата сама церковь.
Чрезмерный контроль церкви над собственной паствой в средние века, века угнетения, который в итоге привел к Ренессансу (вспомните испанскую инквизицию или то, как церковь наказала Галилея за его научные убеждения!), а также ее необоснованное противодействие любым научным изысканиям и поискам знаний вызвал противодействие народов. В результате этого значительная часть западного общества навсегда вычеркнула церковь из своей жизни и повседневного существования. Что еще более важно, этот безысходный конфликт оставил в западном сознании глубокое недоверие и презрение ко всем религиям, которое сохраняется и по сей день.
Именно поэтому западное общество не приходит в смятение, когда над его религией и над всем, что ее олицетворяет, открыто насмехаются и издеваются. Запад и бровью не ведет, когда новые пророки поп-культуры насмехаются над Иисусом и Девой Марией. Мало кто чувствует себя оскорбленным, когда полуобнаженная Мадонна с выставленным напоказ крестом непристойно извивается на полу. На улицах Запада не было демонстраций протеста, когда шли фильмы, подобные «Изгоняющему дьявола», где сатанисты оскверняли крест и порочили Христа. Запад чаще всего игнорирует такие вещи, считая их частью, так называемой свободы творчества или свободы самовыражения.
Однако в мусульманском обществе даже намек на пренебрежительное обращение с верой или с теми, кто ее проповедует, расценивается как святотатство.
Запад не может в полной мере осознать, сколько боли и страданий правоверным может причинить неуважительное упоминание Пророка и Корана. Благоговение перед верой и всем, что с ней связано, является важной и фундаментальной частью мусульманских убеждений и психологии. И это относится не только к Корану или Пророку Магомету, но и ко всем посланникам божьим и священным книгам.
Если Запад не постарается это осознать, он никогда не поймет, почему «Сатанинские стихи» Салмана Рушди вывели на улицы мусульман всего мира. Или почему афганцы в прошлом месяце не испугались огня полиции в Кабуле, когда вышли выразить свой протест против надругательств над Кораном в Гуантанамо.
Но даже если предположить, что американские солдаты в Гуантанамо не имели понятия о болезненной восприимчивости мусульман, все равно трудно назвать надругательство над Кораном проявлением легкомысленности со стороны безграмотной солдатни. Сколько еще раз американские власти будут называть такие вопиющие факты «ложкой дегтя в бочке меда»? Этот деготь разлит по всему пути - от Афганистана до Абу-Грейба и Гуантанамо. Похоже, что в бочке этой кроме дегтя ничего и нет.
Какие бы объяснения ни давал Вашингтон, это, конечно, не лучший способ завоевать умы и сердца мусульман. Если именно это имел в виду президент Джордж Буш, когда обещал «человеческую свободу и демократию» народам исламского мира, то исламский мир обойдется без таких американских подарков. Спасибо, не надо.
Айджаз Зака Сайед является редактором колонки писем дубайской газеты «Khaleej Time», опубликовано «The International Herald Tribune», США, перевод inoСМИ.ru