Вот уже в течение месяца идет серьезный спор, не шуточная дискуссия вокруг статьи «Где наша Мекка. Версия 2.0» уважаемого ученого, вице-президента Академии Наук Татарстана, директора института истории имени Марджани Рафаэля Хакимова. Решил выразить свою точку зрения как представитель молодого поколения, примите данную статью ответом сыновей отцам.
Клерикал – это опора народа, а не тормоз
Во-первых, хочу разъяснить термин клерикал, который Рафаэль Хакимов применил к имамам. Клерикал – это представитель церкви, имеющий духовный сан, приверженец господства церкви в политической и культурной жизни государства, обосновывающий свои политические убеждения догматами религиозной веры. В статье Рафаэль Хакимов четко дал понять, что современные имамы – это толпа клерикалов. Но если проанализировать сегодняшнюю ситуацию мусульманского сообщества, то можно увидеть, что татарские имамы, да, имеют духовный сан, но не один из них, даже муфтии, не доминируют в политической и культурной жизни. Поэтому обвинение Хакимова в клерикализме татарских мул необоснованно.
Во-вторых, вообще напрямую называть клерикалом имама неправильно, так как этот термин не вписывается в концепцию понятия татарского мусульманского сообщества с тех времен, как у них появилась махалля. На самом деле, после падения Казани в 1552 году и вплоть до революции 1917 года, главенствующей силой в татарском обществе были имамы. Ведь татарские имамы не назначались, их избирал народ, а неугодных изгонял. Больше некому было управлять и сохранять татарскую нацию, все институты, кроме махалли были уничтожены, а после революции система самоуправления татар – махалля тоже была искоренена. Да, имамов очень уважали, поэтому они, начиная от рождения до смерти, контролировали жизнь своего прихожанина. Например, поведение, женитьба, работа и т.д. Вспомните, в деревнях и татарских слободах города аксакалы, старики контролировали детвору, молодежь, не один мальчик не посмел ходить с длинными волосами. Разве это клерикализм? Это необходимое воспитание! И сегодня, в некоторых деревнях аксакалы, имамы доминируют в обществе, но разве это плохо? Именно в таких уголках искоренен алкоголизм, курение, не встречаются разводы. Татарам, да и другим народам России здоровый клерикализм не только нужен, а даже необходим. А для этого нужна активно работающая махалля, авторитетный имам, так как в худшем случае священнослужители превратятся в клерикалов пустых мечетей.
Когда избавимся от стереотипов?
Второй момент, на который я хочу обратить внимание – это тема кадимизма и джадидизма, так как Рафаэль Хакимов заявляет о преимуществе джадидов, а кадимистов называет клерикалами. Хакимов вспомнил «клерикала Ишми ишана», которого ненавидел поэт Габдулла Тукай. А за что? За то, что ишаны критиковали новый образ жизни джадидистов. Даже если посмотреть статьи Габдуллы Тукая, то он там мул обзывает скотиной. Разве такого автора будут любит муллы?
Ишми ишан – первая жертва красного террора, расстрелянный большевиками в 1918 году, так как советская власть уничтожала кадимистов, зная, что они опаснее джадидитов по убеждениям, а джадиды были репрессированы после, в чистке 1937-38 годах.
Во-вторых, кадимиты после себя сумели оставить богобоязненный род, в том числе Ишми ишан, а где внуки джадидов? Их нет, к сожалению. На самом деле, в советское время, Тукай был почти красным героем, а Ишми ишан врагом всего. Не пора ли нам избавляться от советских стереотипов, как красный хороший, белый плохой? Нужно, в конце концов, научиться судить по результату.
Также хочу рассказать о трагедии джадида Фатиха Амирхана – представителя рода известных богословов. Я уже писал в своих произведениях, что молодой Фатих в день мусульманских праздников мечтал сидеть в баре и играть домино с русской девушкой. Об этом он писал как об идеальной жизни. После многих таких конфликтов с отцом, с имамом мечети «Иске Таш» Зариф хазратом, он уехал в Чистополь к брату отца – Назибу хазрату Амирхану, зятю известного ишана Закира Камалова Чистави. Известно, что Назиб Амирхан не был ни кадимитом, ни джадитом. Он дал такой совет племяннику Фатиху: «Живи жизнью махалли». Поэтому я даю отцам такой совет: «Живите жизнью махалли, не ищите Мекку, вы ведь итак знаете, где она находится, а найдите свою махаллю и избавьте свою мечеть от клерикализма, сделайте его центром развития татар, помогайте домам Аллаха».
А махалля, созданная на основе имана – начала всех начал. Вот из-за отсутствия махалли мы ищем Мекку, молодежь становится то вахабитами, то хизбутовцами, то саляфитами, то гулянистами…
Мусульмане – верные сыны Отчизны!
Один из абзацев статьи Рафаэля Хакимова может вести в заблуждение практически всех, в том числе и чиновников. Как пишет Рафаэль Хакимов:
«Если на минуту оставить в стороне политкорректность, то следование мазхабу означает простое пренебрежение Конституцией страны и ее законами. Нельзя быть абстрактным приверженцем мазхаба. Можно следовать традициям схоластики, то есть философии Аристотеля – это обыкновенная отсталость, но нельзя в светской стране следовать праву, которое признает рабство, многоженство, принципы мусульманского наследования, неравенство мужчин и женщин и тому подобное. В царской России у мусульман как сословия действовал шариат в сфере семейного права, и это было оговорено российскими законами. Соответственно, существовал институт судей (казый). Что сегодня имеют в виду наши доблестные мусульманские лидеры, когда призывают отстаивать ханафитский мазхаб? Отказ от светских российских законов и введение шариата? Видимо, так».
Никто не собирается строить шариат, не один российский мусульманин не отказывается от Конституции, наоборот, татары-мусульмане верные сыны и патриоты России. Но надо понимать, что следование мазхабу – это внутренний вопрос мусульман, который им необходим, чтобы вести свои религиозные обряды. Поэтому не стоит вбивать клин между уммой и властью и, таким образом, помогать врагам России, которые хотят расшатать нашу лодку при помощи религиозных и национальных проблем.
А для решения проблем радикализации молодежи надо усердно каждодневно кропотливо работать в махалле, то есть в своей деревне, селе, поселке, микрорайоне, улице. Особенно большое внимание надо уделять социальному служению, к этому также призывает и президент Владимир Путин. Формула простая – махалля и социальное служение. Только тогда все проблемы решатся и Мекка найдется.
Александр Долгов