Последние дни в российском информационном пространстве активно обсуждается история, которая произошла в середине октября текущего года в поселке Кара-Тюбе Ставропольского края. Директор средне-образовательной школы этого поселка запретила трем школьницам появляться в стенах учебного заведения в мусульманском головном платке – хиджабе.
Практически в одночасье эта история приобрела федеральный масштаб, в связи с этим пришлось высказываться даже президенту страны.
Почему конфликт из-за ношения хиджаба тремя девочками в 140 миллионной России становится темой для такого острого обсуждения? Потому что, как показывает практика, именно проблема хиджаба оказывается узловой для современных светских обществ. Например, последовавшая после ставропольского конфликта дискуссия подняла много вопросов, связанных с такими темами как светскость, религиозность, либерализм, мультикультурность, гендер и права человека.
Хиджаб в Европе
Надо сказать, что Россия далеко не единственная страна, которая столкнулась с «проблемой хиджаба» в школе. Гораздо раньше этот вопрос стал частью публичных дебатов в Европе. Одной из первых с такой проблемой столкнулась Франция.
Еще в 1989 году во французском городе Крейе из школы были исключены три мусульманки, которые носили головные платки. Именно с этого события во Франции началось так называемое «дело о платках». Как отмечают европейские и американские социологии, последовавшая за этим дискуссия коснулась смысла французской республиканской системы правления, социального и гендерного равенства, а также соотношения либерализма, республиканизма и мультикультурализма во Франции.
Например, профессор Йельского университета Сейла Бенхабиб, описывая конфликт 1989 года, пишет, что в решении девочек прийти в школу в платках имелся серьезный политический жест, поступив, таким образом, они с одной стороны, претендовали на то, чтобы в качестве французских граждан воспользоваться своим правом на свободу вероисповедания. С другой стороны, они продемонстрировали свое мусульманское и североафриканское происхождение.
В итоге во Франции хиджаб в стенах государственных учреждений оказался под запретом.
Столкновение двух важных принципов современных демократий – свободы совести и разделения церкви и государства – стало причиной того, что такой, на первый взгляд, обычный предмет одежды как платок, помещённый в контекст светской школы, превратился в мощный и сложный символ борьбы идеологий.
В Турции кемалистские законы также дискриминировали мусульманский платок, запретив девушкам/женщинам в хиджабах работать в государственных учреждениях, школе и университетах. Такое отношение к хиджабу в Турецкой республики легко объясняется тем фактом, что основатель современной Турции Кемаль Ататюрк являлся последователем именно французской жесткой секулярной модели – лаицизма.
В связи с этим неудивительно, что по данным социологов (проекта World Values Survey), в современной Турции западники не являются сторонниками демократии. В то время как турецкие мусульмане, напротив, ратуют за демократию. Это можно объяснить тем, что практика лаицизма в отношении религии совершенно не демократична. Однако возникает вопрос: смогла ли такая жесткая политика остановить процесс возрастания религиозного/исламского фактора во французском или турецком обществах? Как мы видим, нет.
В Турции в 2003 году и вовсе к власти пришли умеренные исламисты во главе с Эрдоганом, которые, к слову, обеспечивают небывалое для Турции экономическое развитие и увеличение ее роли в международной политике. А во Франции же не стало меньше эмигрантов из мусульманских стран, более того одной из возможных причин поражения Николя Саркози на президентских выборах называют именно негативное отношение к нему избирателей мусульманского происхождения.
Однако французская секулярная модель далеко не единственная из существующих в мире. Есть гораздо более мягкая англо-саксонская (или шире протестантская) традиция разделения церкви и государства. В определенном смысле она более либеральная и оставляет больше свободы для индивидуального выбора. С этой точки зрения «вопрос хиджаба» в Европе лежит в одной плоскости с проблемой однополых браков. В чем принципиальное отличие в праве на каминг-аут и в праве на хиджаб? Если мы говорим о либеральном подходе свободы выбора.
В США и Великобритании мусульманки имеют возможность носить хиджаб в школе. Гораздо терпимее к хиджабу относятся в Скандинавии. Например, в Норвегии есть возможность появляться в платке не только в школе, но и в армии. Таким образом, как мы видим, светская секулярная модель может вполне себе эффективно работать и допуская ношение религиозных символов, как в школе, так и в других государственных учреждениях.
Между молотом и наковальней
Вернемся в нашу страну. Как мы видим, на Западе есть два варианта решения вопроса «хиджаба в школе»: запретить или разрешить (точнее не запретить). В России до последнего времени вопрос о ношении мусульманского платка в школе остро не вставал. Были другие дискуссии. Например, о праве фотографироваться в платке на паспорт, который разгорелся в начале нулевых годов. Как итог, в 2003 году Верховный суд России дал возможность мусульманкам не обнажать голову при фотографировании на паспорт.
Дискуссия же о праве ношения мусульманского платка в средней школе имеет одну особенность. В отличии от университетов или других государственных учреждений, в школе в большинстве случаев девочки надевают платок под влиянием своих родителей. Хиджаб школьниц – это решение их родителей. Таким образом, проигравшая сторона в этой ситуации это сами школьницы, которые оказались между своими родителями и государственными учреждениями как между молотом и наковальней.
Действительно, родители имеют право воспитывать своих детей в соответствии со своими ценностями и представлениями. Поэтому если девушек в течении нескольких лет воспитывали в духе ислама, то заставляя снять платок государство создает для них травматический опыт (сложности в семье, школе, индивидуальные проблемы). Кроме того, дискриминация платка (как и других религиозных символов) в школе создает условия, при которых доступ к нормальному светскому среднему образованию для девушек может быть закрыт. Не усугубит ли это ситуацию с гендерными проблемами?
Здесь необходимо понимать, что мусульманский платок это не просто демонстрация религиозности, но это и вполне себе распространенная исламская норма/предписание, на которую ориентируются религиозные родители. В этом отношении позиция что умеренных традиционалистов (сторонников основных 4-х правовых школ ислама) что радикальных буквалистов, мало чем отличается. Разве что первые отличаются несколько большей гибкостью.
Есть, конечно, еще и феминистские прочтения религиозных текстов, но в нашей стране они не популярны. Хотя даже многие мусульманские феминистки (да и просто мусульманки, которые сознательно выбрали для себя исламский платок) воспринимают хиджаб не как традиционный символ угнетения, а скорее наоборот – как современный альтернативный способ женской эмансипации (автономии). Поэтому что такое хиджаб в современной светской среде: традиционность или современность? Ответ неочевиден.
Как решить проблему «платка в школе»?
На фоне многочисленных проблем, которые имеются в нашей средней школе – от качества образования до распространения алкоголизма и наркомании среди детей – проблематизация ношения мусульманского платка (как и других религиозных символов) выглядит несколько натянутой. Не попытка ли это отвлечь внимание общественности от действительно важных проблем средней школы?
Тем не менее, следует признать, что большой резонанс ставропольского «дела о хиджабе» является показателем того, что эта история затронула определенные болевые точки российского общества. В частности, вопроса места и роли религии в стране.
Как следствие ставропольского скандала стало предложение министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, которое он озвучил 31 октября, о том, что «нужно стандартизировать на федеральном уровне требования к школьной форме».
И здесь существует определенное противоречие, которое мы можем наблюдать в словах и действиях государственных деятелей от образования (и не только). С одной стороны, когда речь заходит о мусульманских платках, то вспоминается о светском характере школы, с другой стороны, с 2012 года в российских школах дается возможность преподавать основы религии (православной, исламской, буддийской, иудейской). Что больше угрожает светскому характеру школы: девочки в платках или преподавание учителями (религиозными деятелями?) «Слова Божьего»?
Продолжая проводить параллель между проблемой «хиджаба в школе» и преподаванием основ религии в средне-образовательных учебных заведения можно вспомнить, что в предмете «Основы духовно-нравственной культуры народов России» помимо религиозных модулей можно выбрать курс «Основы светской этики». Выбор, какой модуль в школе будет изучаться остается за учениками и их родителями. В связи с этим возникает такое предложение: решение вопроса о ношении религиозной символики должны также принимать родители каждой отдельно взятой школы.
Любой крайний вариант в этом вопросе для российского общества чреват ненужными волнениями. Учитывая площадь и культурное разнообразие нашей страны решение таких вопросов необходимо искать, принимая во внимание все эти факторы.
В конечном счете, не проблема хиджаба является самой актуальной для нашей образовательной системы сейчас. На решение, действительно, фундаментальных проблем российской школы должно быть направлены силы государства и общества, а не на войну с ветряными мельницами.
Для понимания же того, что символизирует собой хиджаб в современной России: традиционалистскую реакцию или новое (альтернативное) осмысление современности, необходимо разбирать каждый отдельный случай. Хиджаб – это сложный символ.
Данис ГАРАЕВ, zurkazan.ru