Сегодня мы много слышим с вами негативного об исламе. Та, религия, которая была ниспослана как милость для миров, с подачи СМИ превратилась в некоего монстра, которым активно пугают человечество. Тогда как одни верят тому, что говорят об исламе СМИ, другие же начинают проводить некое исследование, чтобы стать объективными.
О том, что об исламе рассуждают и пишут негативно, во многом виноваты сами мусульмане, которые преподносят его не лучшим образом и проявляют чрезмерность в своих религиозных взглядах. Хотя им самим же известен аят, где говорится об умеренном пути ислама: «И так Мы сделали вас общиной умеренной, чтобы вы были свидетелями относительно людей и чтобы Посланник был свидетелем относительно вас» - говорится в суре «Корова», аяте 143.
Какие же еще есть доводы, относительно того, что чрезмерность, максимализм или радикализм, не присущи исламу?
Прежде всего, стоит отметить, что пророк всегда придерживался мягкости и легкости. На это есть ряд доказательств. В Коране к примеру сказано: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Прости же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих» - Сура «Семейство Имрана», аят 159.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, говорил: «Поистине, эта религия легка, но, если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно побеждает его. Так придерживайтесь же правильного, и радуйте, и приближайтесь, и обращайтесь (к Аллаху) за помощью утром, вечером и в некоторые часы ночи» (аль-Бухари).
Также в Коране очень четко говорится о том, чтобы человек не забывал об уделе в этом мире: «О те, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые разрешил вам Аллах, и не преступайте границ дозволенного, ведь поистине Аллах не любит преступающих!» - сура «аль-Маида», аят 87.
Интересно еще одно высказываение пророка: «Не проявляйте суровости к самим себе, чтобы Аллах не проявил ее к Вам. Поистине, были те, кто был суров к самим себе и Аллах проявил к ним сурововсть. И о них мы слышим до сих пор, монашество они придумали для себя, не было оно им предписано» (Хадис приводится у Абу Дауда № 4904)
Перейдем к делам праведников из числа сподвижников и ученых.
Хузейфа Ибн Йаман, да будет им доволен Аллах, обращаясь к фанатично настроенным людям сказал: «Побойтесь Аллаха о «чтецы», придерживайтесь пути тех, кто был до вас (сподвижников). Клянусь Аллахом, если вы захотите опередить их, то опередите опережением далеким, если же не пойдете за ними, то заблудитесь далеким заблуждением» (приводится у Бухари 6\110).
В одном из писем своим подчиненным Омар ибн Абд уль-Азиз, после наставления придерживаться пути праведных предшественников, сказал: Все, что помимо их пути - упущение, все, что больше этого - поражение. Были уже те, кто допустили упущения и в результате этого отдалились от истины, а так же были те, кто переусердствовали и в результате этого преступили границы. Поистине, они (праведные предшественники) между крайностями на прямом пути.
Ибн Каюм, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Чтобы ни приказал Аллах, у шайтана в этом два пути для заблуждения: либо упущение, либо чрезмерность. Религия же Аллаха середина между чрезмерностью и упущением, как долина между двух гор, как прямой путь между блуждающих путей, как середина между двух краев. И тот, кто допускает упущение в каком-то деле, не достигнет его. Так же и тот, кто допускает чрезмерность в каком-то деле, не достигнет его. Один из-за упущения, другой же из-за чрезмерности» («Мадаридж ассаликин». том 2, стр.496)».
Посланник Аллаха, мир ему и благословение говорил: «Вы посланы облегчающими, а не усложняющими». Этим им объясняется исламской общине ее предназначение. Также в хадисе говорится: «Я послан с чистой и легкой религией!», и еще: «Приготовьте для этой науки из каждого поколения самых наилучших, которые очистят ее от искажений и крайностей». Потому что в крайностях - уход с пути ислама и прямого пути. Так как крайность - это путь искажающих и невежд.
Посланник Аллаха предупреждал: «Погибли чрезмерные! Погибли чрезмерные! Погибли чрезмерные!» Поэтому сегодня роль исламских ученых очень важна в разъяснении истинности ислама и опасностей крайних убеждений в религии и чрезмерной жесткости, особенно в отношении молодежи, которые полны эмоций, энтузиазма и максимализма.
Тимур Шарафиев