Есть одно интересное изречение посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего. В нем он говорит: «Воистину, религия легка, и тот, кто будет относиться к ней чрезмерно строго, то она его победит».
Смысл данного хадиса очевиден, если человек входит в религию резко, то есть начинает себя изнурять, жестко относиться к себе. Как человек быстро зашел в религию, также он быстро может из нее и выйти. Религия просто его победит. Возьмем банальный пример, мячик, если вы бросите его с силой о стену, также с силой отскочит от нее. Исламские ученые говорят: у человека есть предел своих возможностей. Каждый должен сначала узнать, каковы его возможности, каков предел его возможностей. А в последующем уже действовать согласно своим возможностям. Ведь Аллах не возлагает на душу сверх ее возможностей. Если вы будете действовать сверх своих возможностей, то вы не довершите начатое дело до конца, вы просто выдохнитесь. Если вы будете действовать согласно своим возможностям, то вы доведете его до конца. Например, если вы хотите пройти расстояние в 10 км и начнете идти слишком быстро и изнурять себя, произойдет следующее: вы остановитесь от изнеможения. Точно также и в случае с религией, если вы войдете в религию и будете в вопросах веры проявлять максимализм, потом вы просто остановитесь от изнеможения. Другой пример: вы хотите покрыть большое расстояние, и начинаете гнать свою лошадь изо всех сил, после этого лошадь не сможет держать высокий темп и простой замертво упадет, в этом случае вы не только не достигли цели, но и останетесь без средства передвижения.
В наше время есть примеры чрезмерного усердия, например, в некоторых мусульманских лагерях по изучению ислама и Корана. Требования по изучению ислама и Корана чрезмерно завышены, например, в мусульманских странах в некоторых таких кружках, стоит цель изучения сборника Сахих аль-Бухари за две недели. По мнению исламских ученых, это не дальновидный и довольно проблематичный способ изучения большого материала за короткое время. Также это не в вписывается в рамки человеческих возможностей.
Аллах дал нам возможность совершать ночные добровольные молитвы (ночное бдение – тахаджжуд). Означает ли это, что вы должны всю ночь проводить в молитвах. Например, человек услышал о большой награде за ночную добровольную молитву, и захотел получить награду, но до этого он никогда не читал молитвы ночью. Например, он хочет совершить молитву от намаза Иша (ночная обязательная молитва) до Фаджра (утренняя обязательная молитва). После того, как он начнет молиться добровольно, через минут 20 он почувствует, что устал, но он будет заставлять себя, вновь и вновь. И пусть даже он простоит в молитве всю ночь. Возникает следующий вопрос: будет ли он молиться также в следующую ночь? Не сможет! Ученые говорят, что шайтан может наущать также и с этой стороны, а люди не знают этого. Может ли шайтан побуждать тебя к намазу? Может! Если видит, что вы идете к тому, и можете переусердствовать. Шайтан действует на человека при совершении им всех его поклонений с двух сторон: либо он хочет, чтобы человек совершал все чрезмерно, либо совершал все не до конца, без должного внимания. Исламские ученые также говорили, что шайтан не оставил из религии ничего, чтобы подходить к людям либо со стороны чрезмерности, либо со стороны недостаточности. А дорога в Рай лишь одна, и она лежит через знания, ибо только они помогают человеку избежать чрезмерности и быть мудрее.
Тимур Шарафиев