Данная статья является, скорее, моей субъективной заметкой. Это критика качественного уровня российских мусульманских СМИ, она может быть интересна штатным специалистам, редакторам и владельцам и вряд ли рассчитана на широкий круг (если только из любопытства).
Под мусульманскими СМИ в данном контексте буду подразумевать преимущественно электронные источники – сайты информационных агентств, информационно-аналитические порталы, электронные версии офлайновых мусульманских СМИ. Выбор этот связан не только с моей научной и деловой специализацией, но и с тем, что электронные СМИ, безусловно, являются наиболее перспективными и низкозатратными профессиональными объектами медийного пространства. Под "войной" или "информационной войной" буду понимать отстаивание мусульманами своей мусульманской точки зрения в информационном пространстве.
Читал и смотрел видео выступлений собратьев мусульман на круглом столе «Исламские организации в медиа-пространстве РФ». И хотелось бы поговорить откровенно и без купюр, в связи с чем, прошу заранее извинить кажущуюся эмоциональность заметки.
Я думаю, наши информационные генералы проиграли управленческую часть информационной войны за ислам. Они рассказывают ещё только о положении журналистики в исламе (фард кифая, Ринат Мухаметов), о важности журналистики для мусульман (Рушан Аббясов), об основных принципах подачи информации (кругозор, диалог, профессионализм и т.д.), о том, как плохо, что нас как бы информационно нет. Итак, мы рассуждаем о важности некоего оружия, абстрактно представляя что-то между рогаткой и автоматом, в то время как вокруг нас разрабатывают уже N-ные поколения нейтронного, биологического и прочих видов оружия.
Сильное технологическое отставание
Вокруг нас бьются сео-специалисты за ранжирование тайтлов своих информ-агенств в серпе, причём борьба уже давно перешла из количественных методов в качественные. Это комбинации неожиданных нестандартных способов, не описываемых даже на сео-конференциях, которые могут осмысленно создавать только сео-архитекторы, хорошо понимающие всю индустрию в целом, да ещё и в союзе с мастерами вёрстки. Вместе с тем, я не знаю ни одного мусульманского разработчика, работающего на html5 и css3, да ещё и знающего хотя бы базовые принципы ранжирования, поисковые фильтры, технологии матрикснета и прочее. Предполагаю, и это симптоматично, что из ста процентов читающих эти строки редакторов мусульманских СМИ примерно сто процентов не поняли написанного в этом абзаце. Разумеется, у каждого должна быть своя специализация, но руководитель мусульманского СМИ сегодня вынужден знать основы всей работы в интернете, поэтому, надеюсь, всем нам хватит терпения дочитать заметку.
Так может выглядеть редакция современного СМИ. Источник фотографии: expomod.kz
Вокруг нас журналисты выстраивают последовательные информационные цепи, заранее планируя, когда и что они будут давать потребителю, и о мусульманах в том числе. Телеведущие показывают, как чётко обучили их работать голосом, осмысленно поддерживая или заглушая эмоциональные конфликты. Репортёры выверено раскачивают в кадре свои туловища и расставляют придыхания в попытках удержать взгляд потребителя на себе благодаря моторным функциям мозга. Контент-менеджеры выстраивают лиды так, чтобы они содержали основную мысль, чтобы они интриговали читателя, а также имели нужную словоформу для поисковиков. Динамика подаваемого редакторами контента отличается по времени суток – здесь не обходится без экспертных рекомендаций психологов и социологов. Учитывается, и сезонность объектов информационного спроса, и тренды – искусственные и натуральные. Внутренний ссылочный вес сайтов оптимизируется под наиболее критичные ключевики. Ежедневно идёт технологичная борьба за информационное лидерство.
Просто так на сайтах уже почти ничего не делается и в интернет не выпускается.
Вокруг нас редакторы веб-изданий не просто просматривают счетчик посещаемости своего сайта, а держат на постоянном контроле всю статистику. Профессиональные аналитики снимают данные гугл-аналитикса, сверяют их с яндекс-метрикой, отслеживают точки входа и выхода, влияют на показатель отказов и продолжительность пребывания на сайте, отмечают все скачки трафика, проверяют свои страницы ай-трекером и тепловой картой. На основе полученных данных веб-архитекторы строят гипотезы и стараются выводить всё новые законы миграции трафика. Всё это потом выливается в принятие решений об изменении интерфейсов, о корректировке информационных приоритетов, о введении или закрытии сервисов.
Вокруг нас арбитры (речь о трафиковом арбитраже) ежедневно могут перегонять миллионы трафика – фактически большую часть российской аудитории, интересующейся новостями в сети. Их сетки давно охватили даже самых крупных игроков – РИА «Новости» и «Интерфакс». Причём война бюджетов научила специалистов комбинировать контекстные биржи с тизерными, применять десятки ручных и сотни автоматизированных приёмов трафикогенерации, повышения CTR, построения поисковых сниппетов, генерации запросов и и поисковых ключей, увеличения количества и улучшения качества внешней ссылочной массы (это вообще отдельная наука – около 200 факторов, которые нужно учитывать). Социальные сети значительно улучшили качество трафика, даже неповоротливый Твиттер и мастодонт ЖЖ изменили свои подходы. На смену линкобирж пришли линк-агрегаторы, изменив представление о манимейке на дорвеях, ГС-сайтах и некачественных сателлитах, а значит и донорах для позиций в поисковиках многих сайтов. Причём агрегаторов уже вполне достаточно для возможного появления субагрегаторов. Оба основных поисковика развивают влияние поведенческих факторов, пытаясь начать новую эру борьбы за внимание пользователей, это может изменить весь рынок продвижения сайтов. Давно уже эволюционировали медийные ротаторы, научившиеся географическому, временному и половому таргетингу, распознающие сессии, айпи-адреса и особенности поведения пользователей. Крупные компании экспериментируют с внедрением пост-клик систем, пытаясь начать ещё одну параллельную эру войны информационных бюджетов.
Скорость технологического прогресса в интернете для непосвященного человека скоро может стать немыслимой, небольшие пошаговые изменения стали происходить почти ежедневно, ориентироваться в них будут (или уже) способны только отдельные специалисты (по одному на каждую подотрасль), причём этому ещё не учат ни в одном ВУЗе страны.
Очень откровенно о средствах массовой информации мусульманского Рунета
Мусульманский рунет состоит пока лишь из семи сотен сайтов, из них около сотни более-менее качественных и ни одного с крупным охватом аудитории (этот термин берётся в значении аналитики Лайвинтернета). И мы продолжаем раз в год обсуждать недостаточное присутствие мусульман в медийном пространстве, важность мусульманских СМИ и дозволенность/обязательность журналистики, то есть общие вопросы самого начального уровня. Но мы должны обсуждать не это! Нам нужны обсуждения в узкоспециализированных секциях, где большинство будут мастерами своего дела, и задача будет стоять только в обмене личными уникальными разработками и объединении тех или иных активов. Вот к чему мы должны прийти, чего бы это ни стоило! Тем более что к очередному ежегодному обсуждению, вероятно, работа с информацией будет находиться ещё на целую эру дальше, а ниши, доступные сейчас с относительно небольшими вложениями, станут практически неподъёмными. Кстати, на обсуждения приглашают почему-то не всех – наш Татарстан, например, несколько обделён таким вниманием, да и центральный регион был явно не весь.
Как бы то ни было, если воевать с имеющимся багажом, то, вероятно, мы проиграли организационную часть информационной войны и будем кормиться с руки дающего. Наши генералы беззубы, а пушки сделаны из картона. Сегодня надо не только давать качественный и рассчитанный на широкую аудиторию контент, но и привлекать к нему аудиторию, чего мы совершенно не умеем (а другие – умеют!). Каков эффект даже от сверхкачественной журналистики, которую массовый читатель всё равно не прочитал и не получил? А если её качество ещё и не на высоте?
Все русскоязычные мусульманские СМИ вместе взятые не генерируют даже 100 тысяч суточного трафика. Все вместе мы не можем охватить и одного процента аудитории, посмотрите на лидеров. Флагман новостной посещаемости – сайт IslamNews – имеет, согласно статистике Лайвинтернета, охват аудитории 0, 0276%, сайт Умма.ру (хоть и не новостной, но включён сюда за относительно широкий охват) имеет охват аудитории 0, 0145%, Ислам.ру – 0,0116%, Ансар.ру – 0,00758%, ИсламРФ.ру – 0,00457%. Это при том, что суммарная месячная аудитория исламского интереса только в Яндексе – около 5 миллионов человек! Кстати, бывшая точка интеллектуальной сборки российской части уммы – сайт Ислам.ру – перестал быть субъектом журналистики, став просветительским порталом и потеряв значительную часть своих позиций из-за удаления имевшихся на сайте страниц (у технического специалиста подобное удаление всех страниц могло бы вызвать инфаркт). Оставшиеся лидеры мусульманской журналистики – Ансар.ру и ИсламРФ.ру – в несколько раз уступают в посещаемости Исламньюсу. Другие общероссийские ресурсы – Инфо-Ислам и несколько незарегистрированных СМИ – ещё не достигли стабильного пика посещаемости. Группа других новостных сайтов вряд ли в состоянии стать популярными в силу отсутствия какой-либо концепции, установленных на них бесплатных шаблонов и движков, отсутствия штата сотрудников (как правило, это один человек, работающий с сайтом по остаточному принципу).
У нас нет системы, которую можно быстро и мягко скорректировать, нет единства, которое позволит аккумулировать стратегические информационные ресурсы. Вообще такое объединение возможно не только на идеологической основе, но и на материальной, как это происходит у неисламских СМИ, но рынка тоже нет – владельцы СМИ просто не знакомы с самой отраслью.
Кроме того, у русскоязычной части уммы не наблюдается очевидного количества специалистов для резкой технологической агрессии, отдельные разрозненные специалисты – «в поле не воины», хотя и было бальзамом, например, появление исламской тизерной биржи от Алмаза Абдрахманова. К слову сказать, их сейчас 2, но вторая показывает себя закрытым сообществом трёх сайтов.
Что же со всем этим делать?
Итак, нам известно, что скорость развития технологий столь высока, что постепенное развитие мусульманских СМИ не даст нужного эффекта. При этом на профильных мероприятиях в докладах поднимаются только общие вопросы начального уровня. В таких условиях единственным перспективным выходом мне кажется коренная ломка самого подхода к организации мусульманских СМИ. Возможно, на него способны не нынешние официальные лидеры мусульман и аффилированные с ними структуры, а совершенно новые лица, например, новообращённые мусульмане. И если современными будем не мы, то нас заменят более достойные. Те, кто смогут создавать влиятельные СМИ, генерирующие трафик в сотни тысяч суточной посещаемости, монетизирующие свои ресурсы десятью и более способами, имеющие в штате, либо на аутсорсе связку высокооплачиваемых специалистов: веб-аналитика, веб-архитектора, линкатора, и верстальщика (не путать со специалистами вёрстки печатных изданий).
Источник фотографии: ngdata.com
При этом мы могли бы жить некоторое время лишь даже внутренним рынком из десятка СМИ и двух-трёх интернет-агентств полного цикла, самообеспечивая друг друга и поддерживая технологическую актуальность за счёт конкуренции. Для этого необходимо, в первую очередь, понимание ситуации со стороны владельцев мусульманских СМИ, рыночный подход к ценообразованию (например, услуги веб-архитектора даже в регионах не могут оцениваться ниже 30-40 тысяч рублей, а в центре страны – в 3-5 раз дороже) и тотальное вытеснение большей части имеющихся подходов и технологий. Отдельно хочу отметить, одно из первых, что должно быть разрушено, это подход к финансированию мусульманских СМИ. Необходимо платить сотрудникам зарплату, превышающую зарплату в немусульманских СМИ для того, чтобы сформировать качественно новый кадровый кластер. Кластер специалистов, которые углублённо специализируются на узком списке своих задач и превосходящих конкурирующие издания за счёт глубины специализации кадров.
Я считаю, это допустимыми затратами, учитывая, что слаженная работа команды из 3-4 специалистов, объединённых с профессиональными журналистами, и управляемых редактором, понимающим суть каждого процесса, способна бороться за десятки и сотни тысяч посетителей. В таком случае каждый вложенный рубль даёт куда больше информационной отдачи, чем сейчас, а значит это более выгодная схема. Кроме того, влиятельное СМИ получает возможности для дополнительной монетизации, а значит, может стать частично или полностью самодостаточным. Привыкайте платить адекватно (20, 50, 100 тысяч рублей в месяц каждому специалисту – это не много, это адекватно), привыкайте рассчитывать на массового посетителя, привыкайте быть гибкими к ежедневным изменениям, привыкайте быть профессионалами общения с обществом, государством и читателем.
Само собой разумеется, и то, что первоочередное объёмное финансирование мусульманских СМИ, являясь фардом-кифая, должно быть тесно связано с работой вакфов. Если их нет, но есть, скажем, 1 миллион рублей, то нужно вложить этот миллион рублей не в СМИ, а в бизнес, а прибыль с него целиком направить на постоянное финансирование СМИ – вот и вакф, как, например, в Турции.
Как ни парадоксально, но ситуация практически неразрешимая без объединения, а объединение затруднено конъюктурными сложностями. Меньшее мешает большему. Предполагаю, что непонимание глобальной картины не позволит нам их преодолеть. Но эксперты без заказчиков для рынка бесполезны, а владельцы мусульманских СМИ (заказчики) без экспертов почти беспомощны в наши дни, их СМИ обречены на удел маргиналов с узкой аудиторией одних и тех же читателей. А в результате возникновение новой вехи мусульманской журналистики, а вернее её зарождение, невозможно. Ведь каждый силён лишь в своей области, и исключения бывают лишь единичными (не способными изменить всю картину).
Надо хотя бы попытаться, даже если мы и не понимаем всего. Начать с повышения собственного уровня. Мы могли бы все вместе попытаться переломить ход нашей небольшой истории.
Можно организовать в Казани, скажем, недельные платные курсы для представителей мусульманских сайтов. Это может быть на базе РИУ, либо конференц-зала при какой-то гостинице. Преподаваемая программа включила бы в себя азы информационных потоков в интернете, виды информационных интернет-операций, основные приёмы влияния на трафикообразующие системы, основы сео и контекстной рекламы и многое другое. Мы учились бы проводить начальный анализ эффективности своих сайтов, выявлять наиболее очевидные слабости.
Редакторы мусульманских СМИ могли бы осознано управлять весом своих сайтов в интернете, влиять на поисковые системы, делать свой контент сильнее. Такие курсы помогли бы руководителям мусульманских СМИ целостнее увидеть общую картину реальности и далее принимать различные решения.
Радик Хуснутдинов, специалист по интернет-технологиям, автор диссертации по регулированию деятельности СМИ.