Уже несколько дней события, которые происходят в Стамбуле, а также в других крупнейших городах Турции (Анкаре, Измире и т.д.), не сходят с лент мировых информационных агентств.
Конечно, пройти мимо того факта, что в турецких мегаполисах выходят на площади десятки тысяч людей, не могло не одно крупное мировое СМИ. Обратили внимание на эти события и российские средства массовой информации. Однако, к великому сожалению, приходится констатировать, что большинство как российских, так и мировых СМИ, а также многочисленные блогеры, не смогли понять суть происходящих процессов и необдуманно применили к ним те же самые шаблоны, что и к революционным и митинговым активностям в Египет, Тунисе, Украине и даже России. Многочисленные авторы пытаются разглядеть в турецких волнениях признаки «арабской весны» или «оранжевых революций».
Вообще, применение готовых шаблонов это очень характерный для западного и российского/прозападного журналистского мышления метод. Особенно это характерно для отечественных профессиональных «оппозиционеров», которые в пылу борьбы потеряли тормоза и кидаются без разбору защищать любой протест и любое сопротивление.
Парк Гези
В ситуации вокруг парка Гези, с которого и начался протест турецких оппозиционеров, конечно, власти перегнули палку. Действия полиции в отношении экологической акции были, безусловно, неоправданно жесткими. По всей видимости, полиция потеряла контроль над ситуацией, что и привело к столкновению с демонстрантами.
Однако, если бы такой ситуации не случилось, то ее стоило бы придумать, потому что лучшего повода для оппозиционных турецких партий, чтобы вывести на улицы своих сторонников придумать было сложно. И здесь необходимо расставить все точки над «i». Если на первом этапе, когда экологическая акция получила непропорциональный отпор полиции, симпатии можно было бы оставить на сторонне митингующих, то все что происходило далее необходимо расценивать уже с других позиций.
Управляемый хаос
Далее мы имели классический пример управляемого хаоса, когда откровенные хулиганы и провокаторы в негласном союзе с представителями различных политических сил стали превращать многие улицы турецких городов в поле битвы и уголки полной анархии.
Под политическими силами здесь имеются ввиду турецкие правые и левые: националистически настроенные кемалисты и коммунисты. Спрашивается, что может объединить столь полярные по своей сути идеологии? Конечно, первое, что приходит на ум это тот факт, что обе силы сейчас в Турции находятся в оппозиции и в результате честных демократических выборов уже десять лет отстранены от власти. И это причина, скажем так, структурная. Идеологическая платформа обеих оппозиционных сил – это воинствующий секуляризм, а если просто – стремление вытиснуть ислам из общественной жизни Турции, порой данное стремление выливается в откровенную исламофобию.
Также существует версия, что данные политические силы получили поддержку из за рубежа, после того как Эрдоган отказался вступать в военный конфликт с режимом Башара Асада в Сирии. Такое вот своеобразное наказание. Хотя это только версия.
Миф о турецком «исламизме»
Правящую Партию справедливости и развития (АКПартию), возглавляемую премьер-министром Тайипом Эрдоганом, называют партией умеренных исламистов. «Исламизм» же этой партии заключается только в том, что, как и большинство членов данной партии, ее лидеры являются практикующими мусульманами, жены которых носят мусульманский платок. Хотя надо было бы сказать, что данные лидеры являются мусульманами не только, как и большинство членов партии, но и как большинство граждан Турции. Еще можно было припомнить тот факт, что некоторые члены АКПартии (как и их лидер) в прошлом были близки к различным исламским общинам. Собственно на этом весь «исламизм» АКПартии и заканчивается.
Их предвыборные программы и вся их политика носит подчеркнуто светский и демократический характер. Конечно, как и все настоящие демократы АКПартия придя к власти стала бороться с государственной исламофобей, которая установилась в Турции при кемалистах. Борьба с дискриминацией хиджаба – это демократический жест АКПартии, в этом отношении Эрдоган мало чем отличается от властей Финляндии, Англии или Норвегии, которые, также в своих странах не дискриминируют мусульманский платок.
Несмотря на то, что в многочисленных статьях и заметках, посвященных современной ситуации в Турции, которые заполняют рунет, много выражений об исламизации Турции, о фундаменталисткой политики АКПартии, никто не может привести реальных и серьезных примеров исламистских методов турецких властей.
Во-первых, смешно само выражение «исламизация» в отношении страны с подавляющим мусульманским населением, которая еще меньше ста лет назад была центром мусульманского халифата. Во-вторых, все примеры, которые приводятся, как проявление исламизма Эрдогана, являются распространенными для западного мира практиками. Например, ограничение продажи алкоголя с 22.00 вечера до 6.00. утра и запрет продавать алкоголя в 100 метрах от школ и мечетей, которое лоббирует АКПартия. Какой же в этом исламизм? Подобные «шариатские» законы также действуют в подавляющем большинстве неисламских и европейских стран: в Финляндии алкоголь продаётся исключительно в специальных магазинах, которые принадлежат государству и оно там очень дорогое; в Швеции, чтобы купить алкогольные напитки и вовсе необходимо выехать за пределы города; в России, так же как и в Турции, нельзя продавать горячительные напитки с 22.00. по 6.00.; в США до 21 года алкоголь молодежи не продают, а за публичное распитие спиртных напитков на улице забирают в отделение полиции и штрафуют. Одним словом примеров подобного рода законов в западном мире масса. В Финляндии, России и Швеции алкоголизм это болезнь общества и власти серьезно борются с этой проблемой. Ограничение распространения алкоголя это общемировая социально ориентированная практика. Тоже самое и с курением. Противники Эрдогана говорят, что из-за его политики в Турции подорожали сигареты. Однако в Европе они еще дороже и там действует запрет на курение в общественных местах. В странах ЕС нельзя курить не только в барах и кафе, но даже и на остановках общественного транспорта. Если представить, что такие же европейские законы стала бы внедрять и АКПартия, то визгу об исламизации страны стало бы еще больше.
Какие еще примеры исламизации приводят противники Эрдогана? Оказывается примером исламизма является стремление властей призвать своих граждан к приличному поведению в публичных местах. Удивительно, не правда ли?
Как мы видим, настоящих примеров исламизма АКПартии ее противники, по большому счету, привести не могут. В большинстве случаев, все сводиться к эмоциональным выпадам в сторону Эрдогана за его «высокомерие» и авторитарные замашки. Но дальше словесных замашек за последние 11 лет нахождения АКПартии у власти, никаких реальных примеров авторитаризма и исламизма, противники правящей партии привести не могут.
Секулярный терроризм
В качестве аргумента против Эрдогана и его соратников приводится тот факт, что в Турции один из самых больших показателей нахождения за решеткой журналистов. Однако, данный факт является следствием того, что значительная часть кемалистской и коммунистической оппозиции после прихода к власти АКПартии вело не просто политику разжигания религиозной ненависти и клеветы, но более того некоторые из них стали участниками знаменитого заговора, целью которого являлось насильственное смещение власти в Турции.
Удивительное дело, если в арабских странах террористические группы часто создаются на основе исламистского популизма, то в Турции ситуация ровно обратная – секулярные радикалы-националисты и левые боевики являются угрозой спокойствия турецкого общества. Как известно, в Турции был раскрыт заговор террористической организации Эргенекон, которая ставила своей целью военизированную борьбу со всеми про-мусульманскими и про-западными силами в турецком обществе. В данную организацию входили высокопоставленные военные, чиновники, преподаватели вузов, известные журналисты и публицисты. Даже среди руководства данного движения были журналисты, чего уж говорить о рядовых членах! Поэтому, зачем удивляться такому большому числу журналистов, которые находятся за решеткой? Может все-таки по делу? Ведь, как известно, Эргенекон ставил своей целью организацию террористических акций и военный переворот. Например, по мнению следствия, именно данная организация стоит за убийством известного армянского журналиста Гранта Динга.
Турецкий путь
Интересно, понимают ли те, кто сейчас защищает протесты, что за ними стоят провокаторы националисты и коммунисты, которые просто на просто ненавидят ислам и ставят своей целью возрождение политики дискриминации мусульманского большинства Турции, которая продолжалась десятилетиями? У идейных лидеров оппозиции был шанс в истории вывести Турцию на новый уровень экономического, социального и культурного развития, однако единственное чего им удалось добиться – это насильно насаждая европейскую идеологию лаициского толка превратить Турцию в экономический придаток Запада. Именно партия Эрдогана вывела свою страну из состояния Третьего мира, совершив удивительный экономический, политический и социальный скачек вперед. Если десятилетиями до АКПартии Турцией авторитарно заправляла генеральщина, то именно новая власть смогла изменить ситуацию и демократизировать турецкое общество.
По большому счету, именно нынешняя власть сделала Турцию более европейской, чем прежде. Да именно европеизировала ее с учетом местного религиозно-культурного контекста. Наверное, это пока единственный подобный пример в современной истории. И есть все основания думать, что хулиганы, которые порой в порыве анти-исламской ненависти в пьяном состоянии громят частные дома, магазины и автомобили, вандалят в мечетях и, прогуливая занятия в университетах, предаются протесту, не смогут пошатнуть уверенный путь Турции в поисках своего пути достижения современности и развития, без давления западной неолиберальной демагогии и диктата.
Тимур Шарафиев