Дети - цветы жизни. Но наряду со столь радостным событием - появлением в доме крохотного младенца, приходит огромная ответственность за его воспитание перед его родителями.
Воспитание детей — целенаправленная деятельность, призванная сформировать у детей систему личностных качеств, взглядов и убеждений.
В хороших семьях детей воспитывают в рамках нравов. И не случайно, ведь семья воспитывает в человеке нравственность. Это качество сочетает в себе всё хорошее, чем может обладать человек.
Всевышний Аллах сказал: "По милосердию, внушенному тебе Аллахом, ты [, Мухаммад,] был добр с ними. Если бы ты был суровым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Так прости же их сам, проси для них прощения [у Аллаха] и советуйся с ними о делах. А когда ты решишься на что-либо, то уповай на Аллаха. Воистину, Аллах любит уповающих". ("Семейство 'Имрана", 159.)
Всевышний также сказал: "Поистине, ты - человек превосходного нрава". ("Нун", 4)
"Его нравом был Коран". (Муслим.)
"Ненавистнее всего ему была ложь". (аль-Бейхаки.)
Посланник Аллаха не был грубым и не выходил из себя. Он говорил: "Воистину, лучшие из вас - те, которые обладают превосходным нравом". (Бухари и Муслим)
Для того , чтобы воспитать ребёнка в рамках ислама нужно следовать следующим принципам:
- Для родителей нет более значимого, чем воспитание верующих, а значит, добропорядочных детей
- Все беды, ошибки в воспитании ребенка зависят от окружения ребенка — семьи, детского сада, школы, двора.
- Формирование внутреннего духовного мира ребенка происходит в семье.
- Прививать любовь к религии надо как можно раньше, ведь молиться можно везде, где есть чистое место. При этом надо сделать так, чтобы выполнение норм религии не превратилось в обузу, а стало добровольным и приятным исполнением обрядов. Так как Всевышний сказал : « Мы ниспослали тебе Коран не для того, чтобы ты стал несчастен» («Та ха», 2)
- Философия исламского воспитания — это формирование высокообразованных, морально устойчивых, полезных для общества граждан.
Плоды хорошего воспитания достаются ценой большого труда и забот, поэтому в процессе воспитания необходимо учитывать следующие аспекты:
- Религиозный. Здесь мы подразумеваем приобщение ребенка с самого рождения к иману, обучение его основам ислама и шариата.
- Нравственный. Этот аспект подразумевает комплекс морально-нравственных принципов, которые необходимо привить ребенку с раннего детства. Эти принципы должны стать стержнем его психологической личности.
- Физический. Задача этого аспекта воспитания заключается в формировании сильного, крепкого, здорового человека, который должен испытывать радость и удовлетворение от той пользы, которую он приносит своей семье и обществу.
- Интеллектуальный. Это сторона воспитания не менее важна, чем предыдущие. Интеллектуальное воспитание формирует у ребенка стремление к постижению наук и познанию окружающего мира.
- Психологический. Этот аспект подразумевает воспитание здоровой, устойчивой психики, проявлением которой у ребенка являются смелость, самостоятельность, стремление к совершенству, добру, любви.
Одним из наиболее важных аспектов мусульманского воспитания детей, является объяснение им того, что Аллах также доволен их действиями. Если вы говорите что то, что они сделали, делает вас и Аллаха довольными, тогда ребенок начинает ассоциировать хорошее поведение с действием ради довольства Аллаха, что является основой действия Муслима.
Но, конечно, наилучший метод воспитания ребёнка – быть для него примером. Да , именно так. Ведь дети хотят нам подражать, они как наше отражение в зеркале, говорят то, что мы говорим , поступают так как мы поступаем. И если вы хотите , чтобы ваш ребёнок стал умным, добрым, искренним мусульманином, надо начать с себя. И тогда глядя на вас он будет становиться таким же.
Если ребенок живет под критикой, он учится осуждать 19,28 Kb
Если ребенок живет во враждебности, он учится сражаться
Если ребенок живет в насмешках, он учится стесняться
Если ребенок живет в толерантности, он учится терпению
Если ребенок живет в откровенности, он учиться справедливости
Если ребенок живет в безопасности, он учится доверию.
Но это все в теории. Я пообщалась с некоторыми матерями мусульманками, чтобы сравнить как же все происходит на практике.
Мадина (дочери 18 лет): «Я не старалась очень уж активно растить из дочери религиозно практикующую мусульманку. Считала, вырастет - сама найдет себя в религии. Не настаивала на платке и длинных юбках, разрешала проводить время на шумных подростковых вечеринках. Я очень боялась потерять контакт с дочерью, боялась, что дочери будет тяжело быть не такой, как все, поэтому была лояльной мамой. Иногда мне удавалось уговорить дочь пойти вместе в мечеть. Иногда мы читали вместе намаз. Но у моей дочери не было подруг мусульманок. Круг ее общения был ограничен школой. А там царят совсем другие правила, отличные от общества мусульман. Постепенно дочь стала смотреть на меня как на чудачку, далекую от жизни фанатичку. Так учило ее то окружение, в котором она вращалась. Ислам и мусульмане далеки от нее сейчас. Хотя конечно есть надежда, что семена веры, которые удалось все-таки посеять материнской руке, когда-нибудь прорастут по воле Аллаха, но сейчас мне тяжело видеть, каким путем идет моя единственная дочь».
Латифа (сыну 5 лет): «Начав с утробы воспитывать своего сына, я не прекращала делать это после его рождения. Я ставила ему кассеты с записями Корана. Но чаще читала сама, так как мой голос для него приятен и привычен. Совершая ежедневную пятикратную молитву (намаз), я клала его рядом на специальном коврике для намаза, и он наблюдал за моими действиями. Вскоре он стал пытаться повторять за мной основные движения. Тогда же я начала ему объяснять, что мы делаем намаз ради Аллаха, сейчас ты кувыркнулся лицом в коврик - это называется суджуд. Постепенно я стала совершать намаз вслух, чтобы он мог увидеть, что я не просто шевелю губами, но и говорю определенные фразы. Дуа (обращение к Всевышнему с просьбами) после намаза я тоже читала вслух и не только на арабском, но и на русском языке. Также он наблюдал религиозную практику отца. Постепенно ему был выделен личный коврик для намаза. Сейчас нашему сыну пять лет. Он активно изображает, привычные движения на коврике для намаза каждый раз, когда слышит азан или видит, что мы встали на молитву. Старается делать это в коллективе. После еды мы вместе читаем дуа, и если вдруг забудем это сделать, наша кроха напомнит нам. Я не знаю, кем станет мой малыш, это ведомо только Аллаху, но я убеждена, что ислам для него - образ жизни, а это хорошее начало религиозного воспитания. И, разумеется, я знаю, что только Аллах может вырастить моего сына мусульманином, я же только создаю причины. Поэтому я не забываю просить Его за религиозное будущее для моего ребенка».
Римма (Марьям): «Начну с того, что ребенок у меня первый, опыт воспитания только набираю. Зовут его Муслим, ему год и 10 месяцев.
Воспитание действительно нужно начать еще до зачатия. То есть для этого в первую очередь нужно всегда обращаться за помощью к Аллаху и выбрать достойного мужа, который будет хорошим отцом для вашего ребенка.
Во время беременности также нужно как можно чаще просить Всевышнего о праведном ребенке, желательно чаще слушать Коран, чтоб малыш уже в утробе привыкал к нему. После родов конечно же тоже продолжать это. На данный момент мой сын еще мало слов говорит, но чаще включаю ему суры Корана, где детей обучают заучиванию их. Все-таки на детский голос реагирует особенно, сразу оживляется, пытается повторить.
20,54 KbИмя тоже постарались выбрать ему подходящее, дай Аллах чтоб он соответствовал ему!
Ребенок как губка впитывает любое слово и поведение окружающих. Поэтому нужно начать с себя и показывать ему достойный пример для подражания. Альхамдулиллях, глядя на то как мы молимся наш сын так же повторяет это за нами, и пока осваивает движения в намазе.
В любой ситуации ни в коем случае не врать ребенку, это и грех большой, и к тому же он тоже может впитать это в себя.
Стараюсь чаще говорить при нем зикры вслух: если упал – то «бисмиЛлях», если поел - то специальное дуа после еды, если чихнул – АльхамдулиЛлях, сделал что то хорошее – МашаЛлах, субханаЛлах, сделал плохое – йахдикаЛлах, когда приходят гости и когда уходят – учу говорить им как положено «салям» и т.д. Малыш должен чаще слышать поминания Аллаха, чтоб слух и язык его привыкал к этому.
Читаем с ним не только обычные детские книжки, но и Альхамдулиллях есть теперь не мало и мусульманских детских книжек, где рассказывается об Исламе, где обучают маленьких мусульман, особенно с интересом разглядывает картинки, где дети читают намаз, АльхамдулиЛлях!
Также стараюсь уделять внимание его чистоте и опрятному виду (в Исламе это ведь тоже немаловажно). С маленькими детьми это, конечно, не просто. Он теперь даже если у него чуть испачкались руки, сам просит чтоб их помыли.
Приучаю его уважать чужой труд, убирать за собой мусор и т.д. То есть не нужно лишать его самостоятельности, пусть он делает то, что может сам, пусть сначала и неуклюже, но ведь с чего то он должен начинать.
В случае плохого поведения напоминаю ему о том, что Аллаху не нравится такое, что Он не доволен этим. Если же наоборот, делает что-то хорошее, то хвалю его и говорю, что Аллах тоже доволен этим.
И, конечно, продолжаю просить Всевышнего, чтобы у нас вырос благочестивый праведный сын, достойный образец настоящего мусульманина, смелого, высоконравственного, обладающего большими знаниями и крепким иманом, благодарного своему Господу и родителям. Аминь!»
Это были лишь некоторые примеры о воспитании детей, взятые из жизни. Были из них и хорошие и плохие. Выводы делать Вам. Однако следует помнить, что лучшее что могут дать родители своему ребенку - это хорошее воспитание.
Камиля ЮНУСОВА