Воспитание детей – непростая задача. Сталкиваясь со светским образом жизни, где царят совершенно иные взгляды, стандарты и привычки, в мусульманских семьях возникают новые сложности. Нужно влиться в это общество, не теряя при этом исламских ценностей. И в то же время прививать религиозные предписания, не изолируя ребенка от остального общества. Насколько это удается современным мусульманским семьям?
Каждый родитель сам выбирает эффективный метод для образования и путь воспитания ребенка. Для мусульман в этом деле острее стоит вопрос, как совместить светский и религиозные образы жизни, чтобы не изолировать ребенка от общества, но и не позволить его расхолаживанию. Известно, соблюдение золотой середины является наиболее безопасным для ребенка с точки зрения психологии. О том, как удается сохранять баланс в семье редакции "Инфо-ислам" поделились своим опытом некоторые родители-мусульмане.
Как прививаются исламские знания
Психолог, заведующей учебной частью и преподаватель реабилитационного центра при фонде «Ярдэм», при этом мать двоих маленьких детей - сына Акбара (6 лет) и дочери Ясмин (3,5 года), – Лейсан Гарифуллина, с удовольствием поделилась, как она прививает исламские ценности своим детям.
«Я огорчаюсь, когда день проходит без полезных исламских знаний. В эти знания входит обучение Корану, обучение чтению на арабском языке, жизнеописание пророка и нравственности. По возможности я стараюсь им читать Священную книгу. Мой сын уже читает небольшие фразы и слова, а дочка любит петь песенку об арабских буквах. Детям нравятся рассказы о сподвижниках и хадисы. Когда ребенок балуется перед сном, я ему напоминаю:
«Когда человек ложится спать, к нему приходит шайтан и ангел. Если человек заканчивает день благодеянием и читает дуа, к нему приходит ангел и охраняет его. Если же он забыл прочитать дуа или Коран, то к нему приходит шайтан и всю ночь находится рядом с ним, посылая ему плохие сны или делает так, чтобы человек не высыпался».
Источник фотографии:ИА "Инфо-ислам" Лейсан Гарифуллина изучает Коран с сыном Акбаром.
Тогда сын сам просит, чтобы я прочитала Коран. Ни дня у нас не проходит без чтения корана перед сном. Доченька выучила несколько сур только потому что я каждый день их читала и она тем самым запомнила. Чтение Корана – это наша семейная традиция. Для ребенка главное – делать одно и то же постоянно. И бывает так, когда я забывают читать Коран, мой сын сам мне напоминает об этом. Для него главное, чтобы действие повторялось периодически. Хоть даже немного почитать короткую суру, но это должно быть.
Какие бы трудности не возникали, мы всегда говорим ему, как поступал Пророк (с.а.в.), и как лучше было бы поступить мусульманину в этом случае. Обязательно объясняем, почему так нужно делать. Всегда стараемся все связывать с исламом.
Постоянно стараюсь делать акцент, что мы должны верить в одного единого Бога. Рассказываю им, как люди поклонялись огню, звездам, почему нельзя верить в гороскопы».
Призыв детей к соблюдению исламских канонов не легкое дело. Не каждый родитель может с гордостью сказать, что его чадо совершает все пять обязательных молитв и держит пост в месяц Рамадан. Тем не менее, религиозное воспитание идет не только в соблюдении столпов ислама, но и в бытовых мелочах. Жительница Казани Ландыш ханум считает, что все начинается с мелочей:
«Моя дочь начинает кушать со словами «Бисмилля», после еды читает специальную молитву, она знает, что такое халяльная еда, поэтому даже в дали от дома не притрагивается к мясу, а ест рыбу. Мы отдаем ее в мусульманские лагеря, два года она ходила в медресе, где получала больше исламских знаний. Ей очень нравилось там. На намаз она встала примерно в 7 лет. Мы ее не принуждали, она просто видела, что мы сами совершаем пятикратный намаз, и брала с нас пример».
Лилия Валиуллина, мать троих детей, старается и сама получать знания и детям давать. Хотя признается, что в домашних условиях обучать детей тяжелее. Главное, что дети следуют за родителями. Поэтому Лилия надеется, что вслед за ней дети сами начнут стремиться к знаниям. “Надеюсь, что они, как и мы, будут стремиться к знаниям. Так как я сама всегда училась и продолжаю учиться. Надеюсь, со временем они сами дойдут до того, что знания нужны и важны!» - заключает она.
Источник фотографии: vk.com. Нажия Галимова
Художник-дизайнер Нажия Галимова имеет религиозное образование. В 2005 году она закончила очное отделение казанского медресе “Мухаммадия”. Свои знания она пытается применять на практике, не надавливая на детей.
“Отношусь к исламу легко, не настаиваю, просто применяю все в жизни. Отношение должно быть ненавязчивым. Например, учу всегда благодарить Всевышнего. Покушал – благодари, сел поесть – скажи “Бисмилля”, происходит что-то неприятное в жизни, скажи “Альхамдулиллях”. Со старшим сыном,которому сейчас шесть лет, мы изучаем суры. Очень важно поставить правильное произношение с самого начала. Не промямлить суры как есть, а именно правильно выговаривать каждую букву, каждое слово. Эта красота в Коране – в красоте произношения. Во время религиозных праздников он с отцом едет в мечеть. Здороваться с людьми “Ассаляму алейкум”, кушать халяль. Раньше мой сын меня спрашивал: “Әнием, это халяль?” Я ему отвечала: “Я же твоя мама, как могу я дать тебе запрещенную еду?” И если мы идем в кафе, он смотрит, есть ли значок “халяль”. И заказывая что-то он говорит, что мы будем, что мясное нас здесь нельзя. Все очень просто. Со стороны покажется, что мы вегетарианцы. Но мы как и другие мусульманские семьи читаем намаз, постимся. Дети встают с нами на намаз рядом».
Какие праздники празднуют в мусульманских семьях?
Одни родители категорически выступают против праздников, считая это многобожием, другие относятся более сдержанно и не отмечают дома, но если в школе или детском саду проводится мероприятие, не запрещают детям участвовать, третьи – одинаково положительно относятся к государственным и религиозным праздникам. И не важно, к кому вы себя отнесете – первым, вторым или третьим, нужно привить любовь к исламским праздникам так, чтобы остальные дни поблекли наряду с ними и не вызывали восторга и больших ожиданий у детей.
Лейсан Гарифуллина устраивает из исламских праздников большое событие, которое надолго запоминается детям:
«У нас очень активно проходят праздники Курбан-байрам и Ураза-байрам. Дети очень ждут эти праздники. Мы заранее их настраиваем на этот день самым положительным образом: говорим, что их ждут подарки, пойдем гулять куда-нибудь, покушаем вкусные блюда в кафе, собираемся на застолье с родственниками. В эти дни у нас очень насыщенная развлекательная программа. Мы не дарим им что-нибудь символическое, а именно подготавливаем что-нибудь дорогое, о чем они мечтают. Украшаем дом шариками и плакатами, которые делаем вместе с детьми. Именно поэтому эти праздники имеют для них большее значение по сравнению с другими, которые не относятся к исламу.
Источник фотографии: ИА "Инфо-ислам". Дочь Лейсан Гарифуллиной на исламском мероприятии.
В садик дети не ходят, поэтому светские праздники как Новый год и другие они не празднуют. Про Деда Мороза мы объяснили, что это обман: это переодетый дяденька, и подарки он не приносит. Поэтому сейчас наши дети смотрят на такие вещи с равнодушием».
Мать 12-летней дочери Ландыш ханум, рассказывает, что в ее семье не празднуют светские праздники, а исламские стараются проводить торжественно в дружной обстановке:
«В прошлом году нас собралось три семьи и мы устроили пикник около нового ЗАГСа на берегу реки Казанки. Я приготовила традиционные татарские горшочки, другая семья принесла бэлеш, а третья – суп. Дети были очень довольны. Мы провели время очень приятно и весело. Вместе читали намаз. Это еще больше объединяло нас».
Источник фотографии: vk.com. Нажия Галимова со своими детьми
Нажия Галимова относится к светским праздникам проще, считая, что живя в многоконфессиональной и многонациональной стране России, мы должны уважать государственные праздники. И многое зависит от нашего собственного отношения. К тому или иному событию.
“У всех светских праздников, которые есть в государстве, можно найти и взять лучшее. А можно категорически сказать, что это “харам”, “праздновать нельзя”. Можно ребенка закрыть в банке и изолировать. Так делают некоторые. Это их право, их ребенок. Но я стремлюсь показать всю жизнь. Мой сын спрашивает меня: “Могу ли дружить с христианами?” Такие вопросы, которые даже ребенок уже хочет знать. Я говорю: “Дружи со всеми. У тебя даже имя – мир. Мирсаид. Будь открыт миру, дружи со всеми. Не дели по религиям, нациям”. Здесь то же самое. С того же Нового года можно взять лучшее. Что это? Это те же 10 дней праздничных выходных, когда можно побыть с родственниками, куда-нибудь съездить в гости, от работы подальше. Об отношении к елки скажу, что Новый год – это запах мандарина и елки. Он проходит через рынки и эта ассоциация у него остается. Нужно праздновать праздник той страны, в которой живешь. Нет смысла закрывать ему глаза, рот, уши. От этого никуда не деться.
Говорят вот светские праздники такие красочные, пышные. Почему не поднять мусульманские праздники? Везде вешать флажки, шарики, как это делают в мусульманских странах. У нас многонациональная страна. Все друг друга поздравляют. Это объединяет. Мы можем праздновать масленицу. Это не значит пойти и крутить хоровод вокруг чучела. Можно пойти и покушать блины вместе со всеми. Люди ведь искренне, от всего сердца приглашают и готовят угощения всей душой. В хадисе Пророка (с.а.в.с.) говорится: “Все дела оцениваются по намерениям”. От этого зависит, каким будет праздник. Если вкладывается намерение, что ходить вокруг елки – это язычество, то так оно и будет. Праздник - показатель отношения к жизни. Не бывает в жизни только черного и белого, есть много других оттенков и цветов. Нужно выбирать, познавать все. И какой ты выбор делаешь, зависит от тебя, и ответственность несешь только ты. Сегодня у моей дочери был утренник – часовой концерт, где дети поздравляли пап, пели песни. Рассказывали стихи, делали поделки. Они от души готовят поздравления. Им нравится, когда родители приходят смотреть на них. Я не вижу в этом ничего плохого”.
Источник фотографии: vk.com. Лилия Валиуллина
Лилия Валиуллина относится строже в исламском воспитании, стараясь избегать светские праздники, считая это отдалением от ислама, поэтому старается всеми силами привить любовь к исламским праздникам:
«Мы отмечаем только два гаета (Ураза-байрам и Курбан-байрам) и выделяем каждый пятничный день. Стараемся обозначить их важность среди других праздничных дней. Обычно я заказываю большой праздничный торт, покупаю подарки, потом мы собираемся всей семьёй в доме, и каждый ребенок устраивает маленькое представление: что знает, чему научился, например, читает какую-нибудь суру из Корана, споёт нашид, прочитает по памяти стихотворение по теме и т.д. За выступление детям мы дарим подарки. Бывает очень весело! Светские праздники в нашей семье не отмечают. Для нас это обычный день, но скромные подарки по сунне мы все же дарим. Ведь все мы любим подарки, особенно дети. От новогодних утренников детей изолируем, делаем все, чтобы не верили в Деда мороза и чудеса, которые якобы происходят в эту ночь. Объясняем, что просить надо не у Деда Мороза, а у Аллаха и только у Него».
С вопросом празднования светских праздников в семье, где оба супруга соблюдающие мусульмане, вопрос решается легче. Однако бывает и так, что после вступления в брак муж или жена встают на намаз, начинают держать уразу в месяц Рамадан и отказываются от нехаляльной еды. В таких случаях, конечно же, взгляды на вопросы воспитания детей и отношения к определенным вещам у супругов могут пойти вразрез. В одной такой татарской семье (которая пожелала не афишировать себя), где муж соблюдает, а жена – полностью игнорирует исламские предписания, муж-мусульманин нашел свой выход. Его сын посещает все утренники, они отмечают все праздники, даже подарки под елку от Деда Мороза кладут. Только ребенок знает одну очень важную деталь: подарок приносит не дедушка, а Всевышний дает людям подарки, нужно просить у Аллаха, тогда Он даст желаемое, может через кого-нибудь. Например, через Деда мороза.
В другой семье молитвами матери ребенок оказался очень понятливым. Однажды дочка, которой было всего 2,5 года, пришла домой после новогоднего утренника и сообщила, что это никакой не Дед Мороз, а переодетая воспитательница. Вопрос объяснения ребенку о чуде отпал сам собой.
Воспитание детей – сложный и трудоемкий процесс. Он не ограничивается только религиозными знаниями и праздниками, а также зависит от того, какие мультфильмы смотрит ребенок, в какие игрушки играет, как организован его досуг. О других сторонах воспитания детей на примере мусульманских семей мы расскажем в следующей статье.
Алина Хакимзянова