Ихсан является, по сути дела, одной из трех составляющих религии наряду с такими понятиями, как ислам и Иман*.
Мы с вами не замечаем, но обыкновенная вещь может повлиять на наше поведение. При появлении этой вещи человек меняется, он становится более собранным, сдержанным, контролирующим свои слова и действия, плюс ко всему этому он становится в некотором роде не тем, кем является. Удивительно, как видеокамера способна поменять наше поведение.
Ощущение того, что на нас кто-то смотрит или может увидеть запись, заставляет нас лицедействовать. Другими словами, мы на этот момент являемся не тем, кто мы есть на самом деле.
Слово «ихсан» с арабского языка переводится как «благодеяние; милость». Основано это слово от глагола «ахсана» – «делать превосходно, отлично; совершать благодеяние, делать добро».
В одном из общеизвестных изречений Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всвышнего, приводится: «…что такое «аль-Ихсан»? Это когда ты поклоняешься Всевышнему так, как будто видишь Его. Но если ты не видишь Его, Он видит тебя…»
Ихсан является, по сути дела, одной из трех составляющих религии наряду с такими понятиями, как ислам и иман.
Проблема в том, что мало кто воспринимает понятие ихсана должным образом. Оставшись наедине, человек может совершать те или иные поступки, о совершении которых он не помыслил бы прилюдно или в присутствии хотя бы одного человека.
В чем же дело? А дело в нашем притупленном осознании или непонимании того, что за всеми нами в общем и в отдельности наблюдает Всевышний. Кроме того, все наши дела записываются в Книгу деяний, которую ведут те, кто неуклонно следует за нами и записывает все действия, не оставляя при этом ни единой мелочи. Ангелы – слева и справа. Один фиксирует благодеяния, другой – злодеяния.
«Какое бы слово он ни произнес, при нем всегда готовый наблюдатель» (Сура «Каф», 18 аят. Ибн Аббас, комментируя этот аят, сказал: «Записываются все добрые и дурные слова, которые он произносит, и даже такие слова, как «я поел», «я попил», «я пошел», «я пришел», «я увидел». В каждый четверг его слова и поступки предоставляются (Всевышнему), и остаются только добрые и злые поступки, а все остальное отбрасывается.
Но и это нами не всегда принимается в расчет, просто напросто игнорируется.
Ихсан – это гарант того, что человек может сказать, что ему не свойственно лицемерие. В некотором роде ихсан – это защита от лицемерия. Конечно, трудно назвать кого-либо лицемером, если он всегда думает, знает и действует так, как будто сейчас за ним наблюдает сам Всевышний.
Итог более чем печален: чем меньше в нас развито чувство ихсана, то есть ощущения того, что мы совершаем поклонения так, как будто мы видим Всевышнего, но мы не видим его, но Он видит нас, тем больше у нас шансов на совершение греховного. И неужто мы искренне будем относиться к видеокамере и будем более набожными, собранными при ее появлении, нежели к тому, Кто нас сотворил, подчинил нам Землю и Небо, одарил благами этого мира?! Давайте выключим камеру лицемерия и включим ихсан!
Иман* - Вера. На татарском, тюркском, арабском и на других языках.