Начиная знакомиться с исламом, многие, наверное, слышали о так называемом «Хадисе Джибриила» в котором архангел Гавриил (Джибрииль) обучает пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего его религии. Этот хадис подробно рассказывает, на чём основан ислам, и как человеку достичь человеку благочестия. Этот хадис передаётся со слов Умара ибн Аль-Хаттаба – второго праведного и справедливого Халифа.
Умар рассказывал: «Однажды мы сидели с посланником Аллаха, и вдруг к нам пришёл один человек, у которого одежда была очень белая, а волосы сильно чёрные, на нём не было признаков путешествия, и никто из нас не знал его. Потом он присел к Пророку, мир ему и благословение Всевышнего, и сказал: “О Мухаммад, расскажи мне про Ислам?” Пророк сказал: “Ислам – это свидетельствование, что нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Его Посланник, совершение намаза, выплата закята, соблюдение поста в месяце Рамадан и, если есть возможность, совершение хаджа”.
И тот подтвердил слова Пророка, сказав ему, что он правильно ответил.
Мы удивились этому, ведь он одновременно и спрашивал и подтверждал ответ. Потом он предложил рассказать про иман. Пророк сказал: “Иман – это вера в Единого Аллаха, в Его ангелов, в Его книги, в Его посланников, в Судный день, в предопределение судьбы, и вера в то, что всякое хорошее и плохое от Аллаха”. Тот также подтвердил и это.
Потом пришедший спросил его про ихсан, Пророк сказал: “Ихсан – это чтобы ты поклонялся Аллаху так искренне, как будто видишь Его, даже если ты не видишь Его, поистине Он видит тебя”. Он также подтвердил его слова. Потом через некоторое время Пророк спросил у Умара, знает ли он того спрашивающего. Умар ответил: “Аллах и его Посланник лучше знают”. Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: “Это был ангел Джибрииль (мир ему), который пришёл обучить вас вашей религии”» - передано имамом Муслимом.
Данный хадис уже на протяжении пятнадцати столетий учит мусульман их религии. Именно в нём заложено всё понимание религии Аллаха – понятий ислама (религии) и веры (имана). Но есть и третья вещь, о которой мусульмане стараются и не вспоминать, хотя она тоже играет большую роль в совершенствовании своей религии и укрепления богобоязненности – это ихсан.
Проблема в том, что мало кто воспринимает понятие ихсана должным образом.
Оставшись наедине, человек может совершать те или иные поступки, о совершении которых он не помыслил бы прилюдно или в присутствии хотя бы одного человека. Почему это происходит? Все дело в нашем притупленном осознании или непонимании того, что за всеми нами, в общем, и в отдельности - наблюдает Всевышний Аллах. Кроме того, все наши дела записываются в Книгу деяний, которую ведут те, кто неуклонно следует за нами и записывает все действия, не оставляя при этом ни единой мелочи. Ангелы – слева и справа. Один фиксирует благодеяния, другой – злодеяния. Именно зная это это человек должен искренне поступать по отношению к себе и своим делам, та к и по отношению к другим.
Многие не догадываются, что «Хадис Джибрииля» нам указывает на всю полноту нашей религии и что эти три составляющие должны пронизывать разум мусульманина.
То, что ихсан приходит на третьем месте не уменьшает его значимость в жизни человека, а даже наоборот, иногда совершенные дела без ихсана теряют своей награды.
Тимур Шарафиев