Европа не является мировой линией фронта в кризисе беженцев. Тем не менее сообщения СМИ с кадрами людей на венгерских полях и переполненных средиземноморских рыбацких лодках говорят об обратном. Данные исследователей показывают, что подавляющее большинство беженцев живут в тех странах, которые вовсе не имеют ресурсов для их приема. И эта тенденция вряд ли снизится, что предвещает негативные последствия.
Иордания. Хашимитская монархия является одной их самых надежных ближневосточных союзников Запада. Умеренное и относительно стабильное арабское государство, которое эффективно действует как буфер между Израилем и такими государствами, как Ирак, Сирия и Саудовская Аравия. В Иордании очень мало природных ресурсов по сравнению с, например, нефтяными монархиями Персидского Залива. Но, несмотря на свои небольшие размеры и ограниченную казну, Иордания затоплена беженцами, на нее лег огромным бременем и оказал двойной удар продолжающийся конфликт в Ираке и сирийская война. По статистическим данным, в середине 2015 года границу с Иорданией пересекло 685 000 беженцев. И это данные для страны с населением всего 6,6 млн человек. Если перевести эту цифру в отношении США, то она будет равна 30 млн беженцев для Америки. Управление Верховного комиссариата ООН по делам беженцев сообщает, что Иордания занимает второе место в мире по количеству беженцев (90 человек на 1000 жителей). В Ливане эта цифра ошеломляет – 209 беженцев на 1000 человек.
Турция является более процветающей страной и не сталкивается с такими трудностями. Несмотря на то, что там около 2 млн беженцев пересекли границу, лишь ничтожное их количество проживает в Турции, основная же масса страдает от политической и экономической политики государства и находится в центре курдского мятежа.
Аналогичные проблемы есть и в Африке. Как сообщают данные, тлеющие конфликты в Демократической Республике Конго, Судане, Южном Судане, Сомали и Центральноафриканской Республике могут привести к росту беженцев на континент до 2,4 млрд, что увеличит его численность к 2050 году. Если войны не прекратятся, число беженцев достигнет ужасающих масштабов, что повлечет за собой потенциально разрушительное действие.
Эфиопия, чья экономика является одной из самых быстрорастущих, представляет собой яркий пример. По статистике, она стоит на 5 месте по количеству принимающих беженцев в глобальном масштабе стран. Что случится с экономикой из-за нескончаемого потока беженцев? Результаты не заставят себя долго ждать. Страна уже переживает голод. Эфиопия не может прокормить 15 млн человек, и многие рабочие, занятые в сельскохозяйственном секторе, который включает 80% занятости, потеряют свои доходы.
Но это не означает, что все то, что творится в Европе – чрезвычайно. Брюссель имеет потенциал для решения этого вопроса. На самом деле проблема, порождаемая беженцами, может служить положительным стимулом для Европы: укрепление внешних границ, углубление внутренней интеграции, единая внешняя политика. Беженцы и мигранты могли бы стимулировать рост в разных сферах, помочь восполнить седеющую Европу и поднять предпринимательство.
Тогда бы Иордания, Эфиопия и другие страны, принимающие больше всего беженцев, смогли бы предотвратить кризис. По крайней мере, они не могут сделать то, что возможно в богатых странах. США, Канада и Япония из-за своей географической отдаленности от миграционных потоков защищены от этого наплыва. Мир слишком мал, чтобы позволить одной ее части потонуть в хаосе и отчаянии. Это означает, что нужно вкладывать деньги там, где беженцы обрели дома, чтобы создать и поддерживать мир и процветание.
Christian Caryl
Источник: Foreign Policy
Переведено специально для info-islam.ru