Общероссийское
информационное агентство мусульман
21
Четверг
ноября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Зыяэтдин Камали о философии мусульманского поклонения

Дата: 07.07.2017 Версия для печати
Зыяэтдин Камали о философии мусульманского поклонения

Фрагмент книги «Философия поклонения», представленный читателям повествует об осмыслении одного из основных столпов ислама – совершения ритуальной молитвы намаза.

Проблемам поклонения философ уделяет два тома1. своей фундаментальной работы «Фәлсәфә исламия» (Философия ислама).

Публикация фрагмента осуществлена по изданию 1910 года2. Перевод со старотатарского языка Лейлы Алмазовой

Общая философия ритуальной молитвы (намаз)

1. Ритуальная молитва (намаз), восходя к истокам существования человечества и до сего дня, будучи украшением нрава, представляет собой проявление глубочайшего почтения и, включая в себя признаки смирения и покорности, является выражением служения и молитвой благодарности за все те блага и заботу, что предоставлены Господом Богом в распоряжение человека.

2. Если по существу рассматривать те восхваления и прославления, молитвы и отрывки из Корана [что составляют основу намаза], то все они, представляя собой мольбы и просьбы, со всей присущей человеку внутренней силой обращенные к Господу Богу, выражают, тем самым, крайнюю степень Его почитания, символизируют духовное вознесение к Нему.

3. Намаз является серьезным подспорьем в деле сохранения душевного и психического здоровья, поскольку молитва способствует освобождению человека от страха, сомнений, тревоги, иллюзорных проблем. Совершенно объясним поэтому тот факт, что многие психологи рекомендуют молитву тем, кому необходимо справиться с душевным дискомфортом и депрессивными состояниями. Должно быть, поэтому посланник Аллаха предписывал чтение намаза при состояниях подавленности или уныния. И прекрасные слова в Коране указывают именно на это: «Обратитесь за помощью к терпению и молитве.»

4. Если посмотреть на ритуальную молитву (намаз) с точки зрения охраны здоровья, то она представляет собой весьма полезную гимнастику. Последняя состоит не только из спортивных физических действий, принятых совершать в гимназиях/55/, но заключает в себе, наряду с тренировкой тела, пользу для души, обогащает личность культурно и философски. Все это становится совершенно очевидным, если рассмотреть порядок и последовательность действий при совершении намаза.

5. Намаз помогает людям в преодолении жизненных трудностей и приучает к проявлению терпения в тяжелых ситуациях. Очевидно, что именно это и составляет квинтэссенцию наставлений и рекомендаций философов.

6. Намаз способствует преодолению дурных свойств высокомерия и надменности, и прививает скромность, ибо тому служит каждая составляющая часть ритуальной молитвы. Он ставит на колени тех, кто вышагивает, гордо подбоченившись, он дает по носу всякому, кто трепетно сдувает пылинки со своих одежд, заставляя их сгибаться, становиться на колени и осторожно касаться лицом земли. Намаз принуждает коленопреклоненных молящихся читать приветствие (ат-тахийат). Он заставляет приветствовать всех единоверцев, не делая различий между ними, он заставляет сидеть рядом в одном ряду плечом к плечу с бедняками и неимущими. Можно сказать что молитвы и слова возвеличивания Бога, произносимые во время намаза, с корнем вырывают проявления гордыни. /56/

7. Люди из одной общины при наступлении намаза встают в несколько рядов друг за другом. При этом, порядок построения основывается на том, кто раньше пришел на молитву. В результате, бедняк может стоять рядом с властителем, правитель с подчиненными, избранный - с человеком из толпы. Если на молитву опоздает великий с точки зрения религии правитель правоверных, то он без всяких возражений будет вынужден расположиться рядом с простым пастухом. Таким образом, намаз приучает людей к равенству.

8. Когда намаз совершается при большом скоплении народа, то члены общины, следуя за действиями имама, синхронно повторяют его движения: как только имам произносит слова «Аллах велик», то все остальные, произнеся такбир, приступают к совершению ритуальной молитвы, а далее переходят от одной ее части к другой; когда же имам заканчивает произносить слова приветствия (Пророку), то все завершают ритуальную молитву. Таким образом, намаз приучает людей к синхронным действиям, а так же прививает им согласие во взаимоотношениях, поскольку здесь и царь, и правитель, и богач, и бедняк находятся все вместе, разделяя одно и то же душевное состояние. И цари, и начальники - все они, будучи равны между собой с точки зрения религии, не взирая на то, кто из молящихся находится в подчиненном, а кто – в господствующем положении, свершают акт служения и, тем самым, учатся признавать, что в данных условиях они равны своим подданным и это - показатель высшей справедливости. Доказательством подобного священнодейственного воспитательного эффекта от намаза могут послужить детали биографии досточтимых четырех праведных халифов /57/, что свидетельствует о том, что они исполняли намаз, отчетливо осознавая его внутреннюю мудрость и философию.

9. Кроме того, когда намаз совершается всеми членами общины в мечети, это приносит пользу сохранению здоровья, являясь побудительным мотивом для отдохновения от дел, перемены в действиях, Сама необходимость идти на намаз дает возможность людям выйти на улицу и подышать свежим воздухом.

10. Намаз служит также тому, что люди имеют возможность ближе узнать друг друга, а в случае необходимости и оказать помощь. Нет никаких сомнений в том, что когда члены мусульманской обшины встречаются по пять раз в день в мечети (при наличии такой возможности) и встают на намаз за одним имамом, это становится причиной возникновения доверительных отношений среди верующих, когда они интересуются делами друг друга и при необходимости оказывают содействие и помощь нуждающимся.

Коллективный намазКоллективный намаз

11. Для совершения намаза в мечети собираются самые разные люди: взрослые и дети, ученые и невежи, воспитанные и невежды. Поэтому единодушное исполнение актов поклонения, сопряженное с соблюдением необходимых приличий и исполненное достоинства, является весьма действенным способом приобретения культуры общения, поскольку верующие, наблюдая за окружающими, берут пример с лучших из них.

12. Намаз также является воспитанием навыка при необходимости быстро собираться вместе.

13. Кроме того намаз является непременным условием возникновения среди единоверцев чувства всеобщего братства, ибо он предполагает согласие, любовь, милосердие и доброта в обществе. Намаз предстает способом обращения к Господу Богу с мольбой к Нему о ниспослании блага и благословения, и просьбой ввести верующих под сень благополучия и безопасности.

14. Поскольку исполнение намаза связанно с требованиями соблюдения чистоты, то ритуальная молитва с необходимостью способствует установлению среди людей таких норм как чистота тела, одежды и места проживания, что в крайней степени соответствует канонам и правилам здорового образа жизни.*

Пятикратность ежедневного намаза

Ислам установил обязательность пятикратной ритуальной молитвы при 24 четырехчасовой протяженности суток. Благородный Коран подтверждает наличие пяти намазов в день, и обозначает время совершения ритуальной /68/ молитвы, упоминая об определенных условиях3. [ее совершения].

Посланник Аллаха сотни, тысячи раз вместе со своими сподвижниками и днем и ночью самым действенным образом обучал на собственном примере чтению пятикратного намаза4.. Поэтому данный вопрос [о количестве и порядке совершения ритуальной молитвы] совершенно очевиден. Однако при этом возникаю вопросы: почему предписан именно пятикратный намаз? Почему нельзя прочитать все намазы единовременно? И почему, будучи пятикратными, намазы отличаются друг от друга [в зависимости от времени их совершения]? При этом не вполне ожидаемо могут возникнуть вопросы, что если бы можно было прочитать все намазы зараз, то это было бы более удобно. В народе бытуют также сомнения, что чтение столь большого количества намазов занимает массу времени и отвлекает от совершения различных дел. Для разъяснения всех этих вопросов я привожу ниже свои рассуждения на данную тему. /69/

Почему совершения пятикратного намаза предписано в точно оговоренное время

5.Телесное существование, находящееся перед нашим взором, проходит в своем развитии пять основных периодов – состояний: 1. Рождение и рост. Например, все животные и растения проходят через этот этап появления на белый свет, и в арабском языке есть специальное выражение для этого: «« подростковый возраст ». 2. Расцвет и полнота жизненных сил. Например, на этом этапе достигается совершенство развития всех органов, сил и мощь которых уже не растет, но еще и не уменьшается. Этот период на арабском зовется «годами юности». 3. Этап зрелости. В это время растения и животные начинают /72/ испытывать некоторые возрастные изменения; этот возраст еще называют периодом возмужалости (от 30 до 50 лет) «зрелым возрастом». 4. Старость – в это время тело становится слабым, и приближается уход в мир иной. Это время называют периодом дряхлости («возраст старости»). 5. Этап исчезновения, когда стираются все следы [физического пребывания] на этой земле и остаются лишь память и исторические свидетельства .

И вот также как очевидны все эти пять периодов для феноменов телесного мира – звеньев цепочки существования – растений и животных, точно так же отчетливо они происходят и в жизни человека, поскольку он является частью животного мира природы. Например, человек проходит этап появления на белый свет и роста; затем, достигая физического совершенства, он по-настоящему становится полноценным человеком, через некоторое время, пройдя этап молодости, постепенно подходит к порогу старости, а состарившись, приближается в физической смерти. Когда же подходит время перейти в мир иной, человек исчезает из этого мира, преставившись, лишь короткое время после означенного события он незримо присутствует в тонких ощущениях людей, [их памяти], ну а далее, если человек посвятил свою жизнь служению людям, то его имя остается лишь на страницах исторических книг.

Таким образом, вид солнца и наблюдение за его небесными передвижениями служит для людей ежедневным напоминанием о вышеупомянутых жизненных этапах. Например, то время, которое длится от едва различимого света утренней зари до восхода солнца, напоминает человеку об этапе его появлении на белый свет. Постепенное движение солнца от горизонта и до его воцарения на /73/ небосклоне, знаменующего полдень, схоже с переходом от подросткового возраста к юности и цветущей молодости. Достижение середины дня аналогично достижению человеческого совершенства в годы зрелости. Движение светила по направлению к закату напоминает человеку о том, что постепенно период молодости проходит и приближается этап старости, а заход солнца за горизонт и сумерки в его последних лучах символизируют состояние человека после того, как иссякли его жизненные силы, и исчезла былая мощь. А полное сокрытие солнца и рассеивание последних признаков его былого величия на небосклоне подобно уходу человека из этого мира, и незримому присутствию его лишь в памяти людей и на страницах истории.

Таким образом, солнце, пребывая на небосклоне на протяжении суток в пяти вышеописанных точках, напоминает о пяти этапах: оно демонстрирует на деле то, что пожилые переживают на собственном опыте, и то, что предстоит еще пережить молодым. Таким образом, на протяжении всех этих пяти жизненных этапов люди получают в дар самые различные блага: явные и скрытые, чувственные, духовные, телесные и рациональные. Так вот, для того, чтобы выразить благодарность Господу Богу за все те бесчисленные /74/ блага, которыми он наделяет человека на протяжении всей его жизни и установлена норма об исполнении ежедневного пятикратного поклонения. («Поистине, Аллах знает, а вы не знаете»6.)

Не является ли намаз препятствием на пути к прогрессу поскольку его совершение становится причиной оставления дел?

НамазНамаз

Некоторые приводят следующее возражение: «Из-за ежедневного пятикратного чтения намаза множество дел остаются невыполненными. Ведь это расходование времени не только на прочтение самого намаза, но еще и на совершение омовения. Возможно, мусульмане оттого и отстают от других народов, что тратят напрасно свое время на намазы». И, говоря подобное, эти люди распространяют подобные ядовитой отраве слова среди молодежи. Для того, чтобы опровергнуть сие утверждение, я приведу всего лишь несколько слов: если ознакомиться с той общей философией намаза, что была выше, то нет никакого смысла говорить о том, что намаз является препятствием для прогресса, скорее со всей очевидностью следует, что намаз – это основа прогресса и процветания. А теперь отвечаю тем, кто замечает, что совершение намаза препятствует осуществлению различных дел:

Все пять намазов, совершаемые в течение дня, предписаны таким образом, что они не препятствуют человеческой деятельности и не отрывают людей от дел. Например, проснувшись поутру, совершить омовение и акт очищения –это совершенно обычное и привычное дело. Если сравнить с тем, /82/ что делает каждый, то, возможно, лишь омовение ног может оказаться излишним. Но и от этого, как нам разъясняет наука, человек получает лишь пользу, а трата 5 лишних минут на то, что приносит пользу и благо нам самим, не может считаться излишним и ненужным. Никто никого не станет обвинять в бесполезном времяпровождении, если некое действие содержит в себе благо и мудрость.

А чтение утреннего намаза – это дело пяти минут. Таким образом, утренний намаз практически не занимает времени, а возможно, наоборот учит ценить его, поскольку человек, вовремя встающий на утренний намаз, сможет воспользоваться большими возможностями в жизни: в то время, как остальные люди еще спят, он уже занимается своими делами!! Кроме того, человек, вставший на утренний намаз, находясь в одном потоке с течением природных процессов, тем самым подчиняется законам сохранения здоровья.

Полуденный намаз (ойлэ) совершается в то время, когда люди делают перерыв в работе для принятия пищи, а совершить омовение и очиститься перед едой – это также категорическое требование с точки зрения охраны здоровья.

Ну а разве читаемый после этого намаз из четырех поклонов (ракат), представляющий собой посвящение 5 минут жизни духовному и телесному упражнению, является напрасной тратой времени? Точно также и намаз перед заходом солнца (икенде) и намаз после захода солнца (ахшам) совершаются в то время, когда люди прекращают /83/ свои ежедневные занятия для принятия пищи. И если люди, весь день находившиеся среди микробов и пыли, приступают к еде опрятными и очистившимися, то это абсолютно соответствует правилам сохранения здоровья. А сие достигается благодаря имеющемуся в исламской религии обряду омовения (тахарат).

Большинство людей вслед за совершением намаза ахшам стелют постели, а затем готовятся к дарующему отдохновение сну. Так вот, несомненно, что такие действия перед сном, как полоскание рта, очищение носовых пазух, омовение лица, глаз, способствующих наилучшему состоянию человека во время его ночного отдыха, являются полностью соответствующими нормам охраны здоровья. Абсолютно очевидно, что варварством и бессмыслицей следует считать обвинения в растрате времени, когда речь идет о тех 5-10 минутах, которые тратятся, исходя из глубокого уважения к совершению действий, призванных сохранить здоровье наших тела и духа.

Кратко говоря, на совершение всех 5 намазов тратится в день не более одного часа. Все это время расходуется с целью соблюдения норм и правил сохранения здоровья. Каждая минута намаза приходится на время, не связанное с осуществлением работы. Скорее следует сказать, что он предписан в качестве тренировки и упражнения для соблюдения экономических законов.

Он побуждает к /84/ действиям в сообразии с природным строем и учит правильно распределять время между делами, связанными с экономическим аспектом и культурой человеческого тела. Поэтому сами обвинения в том, что «намаз – это растрата времени», являются пустым времяпровождением. Нет никаких сомнений в том, что если бы мусульмане с должным усердием исполняли предписанные исламом обряды поклонения, то они давно стали бы самой счастливой, успешной и активной нацией.

Публикацию подготовила Лейла Алмазова, доцент кафедры востоковедения, африканистики и исламоведения КФУ

1 В 1909 году З.Камали издает краткий 142-х страничный вариант книги «Фәлсәфәи гыйбадәт», а в 1910 уже более полную 216-ти страничную версию.

2 Камали З. Фәлсәфәи исламиядән 4 кисәк. Фәлсәфәи гыйбадәт. Өфә: Шәрек матбагасы, 1910. 216 б.

**Примечание: различные движения и позы намаза содержат множество смыслов и значений. Примером может послужить символическое объяснение самого первого слова из предложения, с которого начинается цикл одного коленопреклонения (ракаат) намаза - «Аллах». Когда стоя вначале намаза произносят «Аллах велик» одновременно с поднятием рук, то это символизирует букву “алиф», поясной поклон (руку') напоминает «лам» в отдельной позиции, каума (выпрямление после поясного поклона) символизирует тот же «лам», но уже в срединной позиции, наконец, форма земного поклона выражает конечную ha. Таким образом, все положения тела при намазе всегда напомнят нам о том, что стуктура намаза составлена по воле Аллаха и явлется его предустановлением.

3 Коран, сура «Ан-Ниса», 104: «Поистине, молитва для верующих – предписанное в определенное время»; сура Бакара, 238 аят: «Охраняйте молитвы и молитву среднюю»; сура «Перенес ночью», 78 аят: «Выполняй молитву при склонении солнца к мраку, а Коран – на заре»; сура Румы, 17 аят: «Хвала Аллаху, когда застигает вечер и когда застигает утро!», 18 аят: «Ему хвала и в небесах и на земле, и вечером, и когда вас застигает полдень; сура Худ 114 аят: «выстаивай молитву в обоих концах дня и в (близких) часах ночи»; сура Каф, 39 аят: «и ночью прославляй Его, и при конце поклонения»; сура Та ха, 130 аят: «Терпи же, что они говорят, и прославляй хвалой твоего Господа до восхода солнца и до захода» - если внимательно и подробно изучить вышеприведенные благородные аяты, то по определенным признакам становится ясно установление чтения намаза на протяжении одних суток в количестве пяти раз.

4 Господа, желающие ознакомиться с указаниями Пророка в отношении чтения намаза и его пятикратности, могут обратиться к книгам «ас-Сахих» Бухари или Муслима, «ас-Сунан» Ибн Дауда или Насаи, а так же к другим источникам хадисов.

5 Эти рассуждения об определении времени молитв относятся к южному полюсу, но они должны приниматься во внимание и в отношении других часовых поясов.

6 Коран, сура «Ал-Бакара», 213.


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Член Общественного совета ФСИН России, советник муфтия Татарстана по социальным вопросам, руководитель ОБФ «Ярдам-Помощь» Илдар Баязитов рассуждает о мигрантах, религии и просвещении в исправительных учреждениях на фоне трагедии в ИК п...


 Президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия стремится упрочить авторитет БРИКС в мире, сосредоточиться на решении глобальных и локальных проблем.


У каждой мамы малыша возникает вопрос: отдавать ребенка в детский сад или самой заниматься его воспитанием. Если семья мусульманская, то вопрос более актуален, так как в обычных дошкольных учреждениях ни питание, ни воспитание не соответствуют закона...

Казанский благотворительный фонд собрал и передал нуждающимся 60 тонн гушр-садаки. Гушр – это особый вид милостыни, когда отдают неимущим часть полученного за сезон урожая. Обязательность гушр-садаки обусловлена тем, что подли...


«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1483

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф