Вниманию читателей предлагается очередной фрагмент из трактата татарского богослова начала ХХ века Зыяэтдина Камали (1873-1942) «Философия поклонения». Ученый в своем сочинении приводит рациональные доводы в обосновании одного из пяти столпов ислама: хаджа - ритуального путешествия в Мекку.
Согласно мнению знатоков биографии Пророка (ахл сира) хадж был предписан на 5 или 6 год после переселения (хиджра). Наш господин благородный Пророк не отправился в хадж сразу после его предписания, а совершил его лишь на десятый год после переселении (хиджра). Дело в том, что на протяжении своей благословенной жизни Пророк три или четыре раза осуществлял малый хадж (умра): первое малое паломничество (умра) «Худайбийи» было осуществлено на 6 год. Во время этого паломничества он заключил в местечке «Худайбийа» знаменитый «Худайбийский договор» и уже с этим договором вернулся в лучезарную Медину. Второе малое паломничество (умра) было осуществлено в месяце Зуль-каада на 7 год, согласно предварительном оговоренному пункту Худайбийского соглашения. Третье малое паломничество (умра) - умра из Джираны[1] была совершена на 8 год хиджры. Четвертая умра была осуществлена вместе с прощальным хаджем, что случилось на 10 год переселения (хиджра).
Наш господин Пророк совершил свой прощальный хадж в сопровождении ста тысяч сподвижников. Таким образом, этот прощальный хадж и был тем самым обязательным (фард) паломничеством. И наш Пророк совершил свой обязательный хадж лишь через 4-5 лет после объявления обязательности паломничества.
Мекка. Источник фотографии: islam.kz
Предписан ли хадж как поклонение, требующее немедленного исполнения, или же можно не спешить с выходом в путь?
Согласно рассмотренному выше примеру, наш Пророк совершил свое паломничество лишь 4-5 лет спустя после провозглашения его обязательным ритуалом, в то самое время, когда это событие могло принести наибольшее благо всей мусульманской нации. Это свидетельствует в пользу того, что исполнение паломничества – дело, не требующее спешки.
Тем более, если бы хадж был бы предписан к немедленному исполнению, то наш святой Пророк приложил бы все свои силы и способности для того, чтобы со всей поспешностью повиноваться приказанию Господа Бога и ни на секунду бы не задержался с исполнением этого предписания. Поскольку в соответствии с великими словами Господа Бога «Был для вас в посланнике Аллаха хороший пример»[2] забота о благе и пользе для мусульманской уммы (с условием выполнения паломничества на протяжении жизни) способствует установлению исполнения хаджа с определенной отсрочкой.
Если даже некоторые и говорят, что наш Пророк без особых причин откладывал совершение паломничества, то это совершенно абсурдно:
- Это все равно, что сказать, что Пророк не совершил вовремя хадж из-за своей лени.
- Если предположить, что было предписано немедленное паломничество, то в этом случае с необходимостью должно допустить небрежение и невнимание к акту хаджа. .
- Согласно переданному в книгах хадисов - «Сахих» ал-Бухари и “Сахих» Муслима, других трудах по сунне, а также в соответствии с историческими свидетельствами совершенно очевидно, что наш Пророк три раза совершил малый хадж – умру, являющуюся дополнительным/необязательным благим деянием, что само по себе свидетельствует против суждения о самовольном небрежении в своевременном совершении обязательного паломничества. Конечно же, не существует категорического довода в отношении немедленности исполнения хаджа или в пользу обратного. Лишь деяния посланника Аллаха свидетельствуют в пользу неспешности его исполнения.
Между тем повеление неспешности в исполнении хаджа полностью соответствует мудрости и благу. Ведь если бы, для мусульман – жителей северных широт, хадж был бы предписан летом, и не было бы возможности отложить его, то тысячи паломников неизбежно гибли бы в мекканской жаре от перегрева и жажды, что означало бы, что приказ Абсолютного Повелителя Господа Бога ориентирован в своей основе на гибель людей. Всевышний чист от подобных дел.
Таким образом, предписание неспешности в совершении хаджа – суть истина и благо.
Общая философия хаджа
- Хадж – это возможность для мусульман из всех уголков всего земного шара собраться всем вместе и познакомиться друг с другом, ибо все они, несмотря на то, что проживают в различных климатических зонах, разговаривают на разных языках, воспитаны в разных культурах и имеют различные природные качества – стали братьями исключительно благодаря религии ислам (об этом еще отдельно будет сказано в разделе про стояние на горе Арафат).
- Хадж еще можно назвать некой «исламской конференцией», созванной для того, чтобы мусульмане со всей земли обсудили между собой такие проблемы как суть предписаний культуры, дела мусульманской общины (умма) и вопросы общественного строя и порядка. («И вот, сделали Мы этот дом сборищем для людей и надежным местом,»[3])
- Хадж – это религиозное собрание, на котором должны обсуждаться случающиеся среди исповедующих ислам противоречия религиозного и культурного характера с тем, чтобы пресечь межмазхабические разногласия и образовать единство в области вероубеждений и права. Ведь наш Пророк во время прощального хаджа обучал мусульман и давал им религиозные наставления: бороться с пережитками прошлого и решительно порывать с остатками невежества (джахиллийа).
- Когда в одном определенном месте собираются представители самых разных народов и культур – некоторые из которых находятся на высоком уровне развития, другие недалеко ушли от времен своей дикости – то люди берут пример друг с друга, что способствует обретению ими высокой морали и культуры.
- Перемещаясь из одного места мира в другое и наблюдая различные диковинки, разные земли, пейзажи, народы, мусульмане получают возможность более глубокого понимания существования и обретения большей широты мысли
- Когда со всего земного шара собираются вместе представители разных социальных слоев и обсуждают широкий круг общественных проблем – ремесла, торговлю, сельское хозяйство, использование приспособлений изобретений, то у них возникают новые мысли, идеи, неизбежно способствующие прогрессу в самых разных отраслях человеческой жизни. С этой точки зрения хадж – это как некая научно-практическая конференция.
- Подобное собрание в одном месте людей, взращенных в самых разных условиях, - тех, кто властвует, и тех, кем управляют, правителей и подданных, приучает их избавляться от горделивости и высокомерия и способствует воспитанию среди мусульман скромности и смирения в обращении друг с другом.
Кроме того, во время выполнения обрядов хаджа все люди, вне зависимости от своего статуса – и правитель, и министр, и пастух, и генерал, и истец, и ответчик, и богач, и бедняк, и ученый, и невежда – все они находятся в одинаковом положении. Они не носят головных уборов, повторяют одни и те же молитвенные фразы, совершают идентичные действия, в одном месте, находятся на одном уровне и в одном ряду. А это в свою очередь способствует возникновению в обществе таких прекрасных нравственных качеств, как равенство, милосердие друг к другу, жертвенность и взаимопомощь. Видя людей со сломленным духом, черствые натуры станут более мягкосердечными. То, что правители и министры наблюдают на деле осуществление попечительства и заботы, побуждает их к исправлению ситуации и поиску новых решений. А состоятельные люди, видя состояние нации и единоверцев, будут стремиться к оказанию им содействия и помощи.
- Посещение всеми единоверцами таких великих и священных мест, связанных с нашим Пророком и его великими предками Ибрагимом и Исмаилом (да благословит их Аллах и приветствует), в частности, основанной ими Святейшей Каабы, места появления на свет нашего великого реформатора господина Пророка, которое также и является Благородным местом дарования пророчества способствует неимоверному усилению чувства любви между членами нации единобожников (ханифийа) и распространению среди них света мухаммеданского (анвар ахмадийа).
А это и есть суть счастье…..
- Кроме того, хадж – это религиозный обряд, который способствует укреплению религиозного братства и упрочению религиозного владычества, поскольку во время паломничества люди со всей земли собираются в одной точке исключительно во имя религиозных и общекультурных целей. Истинным смыслом «всеобщего братства» (ахават гомумийа) является «божественное единство/единобожие» (вахданийат раббанййа).
Руководство к обретению этого знания о Божьем единстве и призыв к упрочению связей религиозного братства содержится в Великом Коране. А те, кто распространяет этот призыв, усвоив священное знание, носят звание «наследников Пророков» ( анбийа). Их целью является обращение к Аллаху.
Паломники чье число превышает сто тысяч человек, решительно покидают свою родную отчизну, и подчиняясь одному лишь Аллаху, ради стяжания Его довольства, стремятся на деле постичь «единобожие», вознося к трону небесному следующие священные слова: «Аллах велик, Аллах велик, нет бога кроме Аллаха, Аллах велик, Аллах велик, Аллах преславен, вот мы перед Тобой, вот мы перед Тобой!».
В то время, как уважаемые хаджии обращают свои возгласы к высокому небесному престолу, все триста двадцать миллионов мусульман, живущих на Земле, восторженно произносят те же слова, находясь в своих мечетях, домах или в песчаных пустынях. И мы можем представить себе, как голоса всех мусульман планеты вливаются в общий хор тех, избранных Всевышним, представителей уммы, которые проходят религиозным маршем по таким священным местам как Арафат, Муздалифа, Мина, при этом знакомясь друг с другом, беседуя между собой, рассуждая о чём-либо, будучи одухотворены исламской верой и охвачены религиозным экстазом.
Другими словами, хадж, при рассмотрении его с нравственной, религиозной и цивилизационной сторон, обладает большим философским потенциалом и множеством примет мудрости. Если же учитывать те аспекты, о которых сказано выше, то они могут способствовать появлению новых великих смыслов хаджа. В этом могут преуспеть и наши читатели при наличии достаточных научных знаний, так что я оставляю это на их рассмотрение и усердие.
Среди сообщества паломников, собравшихся на «запретной» (харам) территории, есть монархи, министры, губернаторы, руководители разных рангов, чиновники, богачи, бедняки, погонщики верблюдов, люди культурные и наряду с ними вполне нецивилизованные, то есть представители различных общественных классов, к тому же проживающие в различных климатических поясах. Все они прибыли на святую землю для того, чтобы пообщаться друг с другом за общим «столом» единения и братства.
Ризаэтдин Фахретдин. Источник фотографии: kp.ru
Для того, чтобы паломники, воодушевленные общей атмосферой любви и братства смогли как можно более полно выразить объединяющие их цель и духовную общность, введена одинаковая для всех одежда – ихрам. Если бы не было этой нормы, то каждый хаджи совершал бы паломничество на священную землю в своей одежде. Например, правители государств облачались бы в сверкающие царские уборы, их головы украшали бы короны или шапки с позументами, позолотой , драгоценными камнями, а богачи непременно были в одежде, расцвеченной бриллиантами и жемчугами. В то же время простая одежда бедных людей чрезвычайно контрастировала бы с этим великолепием. Таким образом, сразу же обнаруживалась бы разница между повелителями и подданными, следовательно, неимущие не отваживались бы даже приближаться к наделенным властью господам, не говоря уже о том, чтобы завязать с ними беседу, или задать вопрос о чем-либо. Такое положение явно не соответствовало бы духу и значению хаджа.
Таким образом, именно для того, чтобы все мусульмане – ведущие и ведомые, властители и подданные – объединились в духе братства и вселенского единства Господа и полакомились бы вместе яствами с общего стола братства по вере, религия ислам и ввела ихрам – одежду, которая делает их одинаковыми и равными. При этом были учтены и обычные правила экономии средств…
Кроме этого, несомненны преимущества одежды белого цвета в условиях жаркого климата для предотвращения тепловых ударов. Ихрам, общий для всех паломников, призывает их к скромности и равенству, он на деле демонстрирует, что перед Аллахом все мусульмане равны. Конечно же, это находится в прямом соответствии с принципами исламской религии.
Облачение в ихрам подчеркивает, что все люди собираются вместе, для того чтобы предстать перед Аллахом, будучи объединены принципом равенства перед ним.
Таковы некоторые из обстоятельств, связанных с использованием ихрама.
Запрет на проявления животного начала
Обряды хаджа, утвержденные для выражения благих побуждений и великих задач, категорическим образом не должны быть дискредитированы проявлением плотских, животных намерений, таких как ухаживание за женщинами, поиск среди паломников женихов и бесед между паломниками, связанных с этим, ибо такие действия находятся в прямом противоречии с таинством хаджа, серьёзнейшим характером обрядов. Действия, позволяющие трактовать их именно как проявления животного начала в человеке, означали бы непризнание самого значения священных идеалов хаджа и допущение неблагочинного поведения. Необходимость воспрепятствования любым поступкам, отрицающим приличие и нравственность в среде паломников, совершенно очевидна, вот почему проявления животного начала запрещены.
Таваф кудум [5]
В необозримой Вселенной все небесные тела – большие и малые, подчиняясь божественному повелению и могуществу, двигаются по своим траекториям, и тем самым выражают свою покорность Творцу. Земля, на которой мы живём, вращается вокруг Солнца, проходят часы, дни, месяцы, века и все это в соответствии с принципами космического пространства. Все остальное, что связано с течением времени, то есть суждения, молитвы и служение Всевышнему, дела и поступки – всё это также находится в вечном вращении и движении. Пост, намаз, хадж находятся в одном потоке вращения со временем.
При поверхностном рассмотрении вопроса мы вполне можем сравнить таваф с некой малой Вселенной. Более глубокий же взгляд позволяет говорить о том, что этот обряд представляет собой явление покорности Богу людей, которые вмещают в себя «великую Вселенную» и высоких и низких небесных тел. Исходя из этого порядка вещей, мы вправе характеризовать означенный выше круговорот как полный самого глубокого, подлинного смысла…
Сафа и Марва. Источник фотографии:islam.ru
Целование Чёрного камня
Целование Чёрного камня является неким общим соглашением паломников между собой, чтобы самым наилучшим образом выразить почтение к таким понятиям, как «всеобщее братство» и «духовная связь», объединяющие их. Каждый из них прикасается рукой к одному и тому же месту, знаменуя тот факт, что они действительно заключили соглашение о братстве и родстве, и этим действием подчеркивают, что все они наслаждаются религиозным единением и возможностью вдыхания чистейших, ароматных запахов [6].
Итак, целование Чёрного камня олицетворяет своего рода умозрительное «заключение договора» между паломниками. Ведь заключение такого соглашения на деле, в реальном времени, для каждого хаджи – друг с другом было бы совершенно невероятным, или, по меньшей мере, в высшей степени затруднительным при стечении на «запретную территорию» сотен тысяч людей одновременно.
1 Местечко, где были разделены трофеи после сражения при Хунайне.
2 Коран, сура «Ал-Ахзаб», 21.
3 Коран, сура «ал-Бакара», 125.
4 Из всех обрядов хаджа, философию которых описывает Зыяэтдин Камали, автор публикации избрал лишь некоторые. Полный текст вскоре будет издан в рамках Антологии татарской богословской мысли (прим. ЛА).
5 Таваф кудум – обряд обхода Каабы сразу после прибытия в Мекку, так называемый «Обход «Приветствия».
6 Не удивляйтесь выражению «вдыхание чистейших ароматов». При движении любого предмета от него отделяются частицы и распространяются по воздуху.
Текст к публикации подготовлен Л.А. Алмазовой. Перевод со старотатарского осуществлен Л.Алмазовой и Р.Кадыровым по изданию: Камали З. Фәлсәфәи гыйбадәт. — 4 кис. Фәлсәфәи исламиядән.— Уфа: Каримов, Хусаинов и Ко, 1910. — 216 б.