Общероссийское
информационное агентство мусульман
24
Воскресенье
ноября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Исламский призыв: история и достоинства

Дата: 08.01.2017 Версия для печати
Исламский призыв: история и достоинства

В России на сегодня наблюдается динамичное развитие ислама, также повышен интерес к нему во всем мире. В наши дни Ислам представлен более чем в 120 странах мира и занимает после христианства второе место в мире по числу верующих 1,4 млрд. человек. Этот подъем - плоды исламского призыва, звучащее на арабском языке как «даават»

Чаще всего слово «даават» в мусульманской среде используется для обозначения исламского призыва пророка Мухаммада, который начался в 610 г в Мекке на Аравийском полуострове. В этом же году началось ниспослание откровений от Всевышнего, которое позже собрали в одну книгу – Коран.

Коран не был ниспослан единовременно, одной книгой. Он ниспосылался Пророку Мухаммаду с начала его пророчества вплоть до времени незадолго до его смерти, в течении двадцати трех лет. Коран призывает всех людей к тому, к чему призывали предыдущие пророки и писания а именно к единобожию и поклонению Всевышнему.

Помимо этого призыв пророка Мухаммада содержит прекрасные законы и предписания, способствовавшие гармоничному развитию общества. А так же нравственные предписания, которых так не хватает сегодня.

История Исламского призыва

Из истории нам известно, что во времена Пророка Мухаммада Ислам полностью вытеснил многобожие и распространился по всему Аравийскому полуострову. После смерти пророка распространение Ислама продолжили праведнее халифы. Во время их правления мусульмане вышли за пределы полуострова и полководцы повели свои армии на соседние страны. В сжатые сроки были одержаны грандиозные открытия территорий.

Средневековое арабское поселение Источник фотографии: www.suggest-keywords.com

Мусульмане распространили ислам в покаранных Сасанидской и Византийской империях. Спустя 150 лет после начала призыва волна мусульманских проповедников и армий прокатилась по Северной Африке и Европе и достигла границ Китая и Индии . А в VII веке Ислам распространился на Северном Кавказе. А позже через Хазарский каганат ислам пришел на территорию Волжской Булгарии. В начале же X по XV века военные походы против других государств приостановились и носили не завоевательный, а лишь оборонительный характер.

Ислам был государственной религией Волжской Булгарии, Казанского, Астраханского, Крымского, Касимовского ханств. А после разгрома ханств Иваном IV в конце XV века Ислам находился в подавленном и угнетенном состоянии. Православие получило монопольное право на ведение миссионерской деятельности, а принявший мусульманскую веру русский человек подвергался смертной казни!

В годы правления Петра экономическое давление на мусульман достигло апогея. Проводились мероприятия по насильственному крещению татар и башкир Поволжья, появилась целая группа крещенных татар, которые приняв христианство освобождались от повинностей. Те же татары, которые отстояли право исповедовать религию своих дедов, облагались огромными налогами. Был нанесен серьезный удар по устоям мусульманского общества, рушились мечети, закрывались медресе и библиотеки. Но добиться своего российскому государству так и не удалось, татары продолжали исповедовать Ислам.

Альтернативным шагом для сближения мусульман и государства был указ Анны Ивановны в 1736г по которому духовенство оказалось подконтрольно местной администрации. Так продолжалось до прихода на престол Екатерины II она понимала что необходимо учитывать интересы мусульман, ведь численность их с присоединением новых территорий возросла.

В 1773 г был издан указ «О терпимости всех вероисповеданий» благодаря которому мусульмане смогли начать исповедовать свою религию, строить мечети, открывать мактабы и мдресе. В 1787 г. был издан на русский язык перевод священного Корана для бесплатной раздачи мусульманам. Русский перевод в то время превосходил все существующие европейские издания. 22 сентября 1788г Создан муфтият, призванный контролировать мусульман России, которое стало называться Оренбургское магометанское духовное собрание. Исламу и мусульманам давались определенные права и привилегии.

В 60-е годы XIX века Ислам рассматривался государством как угроза самодержавию и поэтому были предприняты несколько шагов для усиления миссионерской деятельности православных, мусульманам запретили преподавать в казенных учебных заведениях и занимать посты в органах самоуправления.

Татарская семья Источник фотографии:kazanskiy-blog.livejournal.com

В таком положении Ислам находился до начала XXвека. Вступивший в силу 17 апреля 1905г указ гласил, что не допускается насильственное удерживание в вере и переход русских в Ислам больше не преследовался. Манифест 17 октября 1905 года предоставлял россиянам основные гражданские свободы, в том числе свобода совести.

В новых условиях мусульманское сообщество стремилось активно участвовать в жизни страны, предлагая новые полиические проекты. В августе 1905 года состоялся первый съезд мусульман России, который выступал за уравнивание мусульман во всех правах, и боролись с ограничениями установленные в отношении мусульман. В 1907 году 34 мусульманина были в составе Государственной Думы. В мае 1917 года прошел большой съезд мусульман в котором приняло участие 770 делегат. На нем были обсуждены все проблемы и предложения по модернизации религиозной, культурной и политической жизни мусульман.

С падением Российской империи и приходом ко власти большевиков отношения к мусульманам изменилось. Гонения на Ислам и религиозных деятелей возросли и выражались в дискриминационной налоговой политике, в запрете на религиозное образование, в лишении избирательных прав, в запрещении распространения религиозной литературы. Мусульманские священники уголовно преследовались, многие были раскулачены, сосланы в ссылки. Незначительную лояльность мусульмане получили в годы Великой Отечественной Войны. В дальнейшем политика государства в отношении Ислама была неизменной вплоть до падения СССР.

Намаз во время ВОВ Источник фотографии: islamreview.ru

Исламский призыв начал активно осуществляться сразу после падения СССР. И мусульмане начали активно призывать общество к нормам Корана и Сунны последнего божьего посланника.

Достоинства Исламского призыва

Призыв к Аллаху Всевышнему — это одно из лучших из благородных деятельности потому что он является функцией посланников, а также способствует распространению блага в обществе. Мало став мусульманином спасать свою душу от ада, мусульманин переживает за близких, соседей, друзей, желая им наилучшего удела в обоих мирах. Призывающий к Исламу «дагий» обладает целым рядом достоинств перед Аллахом. Аллах Всевышний сказал:

«Он повелит им совершать одобряемое и запретит им совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещенным скверное, освободит их от бремени и оков. Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют». Сура «Преграды» аят 157

Таким образом, Аллах указывает на их праведность не только потому, что они верят в Аллаха и Последний день, но и указывает на необходимость побуждения к одобряемому и удержания от порицаемого остальных членов общества.

Призыв к Аллаху Всевышнему — функция их наследников в лице ученных, которые ведут людей к истинному пути и прививают им любовь к добру, состраданию, взаимопомощи, и любви к окружающим выводя их из мрака неверия к свету единобожия, ведь сказано Всевышним:

«Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху, поступает праведно и говорит: «Воистину, я — один из мусульман»?» Сура «Разъяснены» аят 33

На достоинства призыва указывают следующие слова пророка: «Кто указал на добро, получит такую же награду, что и сотворивший его».

Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, посланник Аллаха сказал: «Кто призвал к правильному пути, будет вознагражден как все те, кто последовал за ним, что не уменьшит награды их ни на йоту».

В Коране содержится описание того, как пророк Мухаммад реализовывал призыв, побуждал к одобряемому и удерживал от порицаемого. Сказал Всевышний: «… которые следуют за посланником, пророком неграмотным, записи о котором они находят у себя в Торе и Евангелии и который побуждает их к одобряемому и удерживает от порицаемого…»

Аллах Всевышний восхвалил тех, кто побуждает к одобряемому и удержанием от порицаемого: «Кающиеся, поклоняющиеся, прославляющие, постящиеся, совершающие поясные и земные поклоны, приказывающие совершать одобряемое, удерживающие от отвергаемого, соблюдающие установления Аллаха, обрадуй же верующих!»

«А верующие мужчины и верующие женщины — они близки друг к другу: они побуждают к одобряемому и удерживают от порицаемого, выстаивают молитву и выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его посланнику. Этих помилует Аллах: ведь Аллах — Могучий, Мудрый!»

Верующий мужчина и женщина Источник фотографии: zaufishan.co.uk

А вот лицемеров Аллах Всевышний осудил и охарактеризовал их противоположно характеристике верующих: «Лицемеры и лицемерки не отличаются друг от друга: они побуждают к порицаемому и удерживают от одобряемого».

Из этого становится ясно, что Аллах Всевышний сделал побуждение к одобряемому и удержание от порицаемого основным различием между лицемерами и верующими. Аллах Всевышний сказал: «Нет блага во многих их тайных беседах, кроме тех случаев, когда кто-то побуждает к милостыне, или одобряемому или примирению между людьми»

В одном из хадисов говорится, что однажды пророк сказал своим сподвижникам: «Если я умру, то что для вас лучше: быть на земле или в земле!» Они ответили: «Аллах и Его посланник знают лучше». Тогда он сказал: «Если вашими правителями будут лучшие из вас, и ваши богатые будут щедрыми, а ваши дела будут решаться через совет меж вами, то тогда вам лучше быть на земле. Но если вашими правителями будут худшие из вас, а ваши богатые будут скупыми, а ваши дела будут решать женщины, то лучше для вас быть в земле»

Аллах Всевышний превознес эту общину над другими по причине, что члены ее побуждали к одобряемому и удерживали от порицаемого. Так, Аллах, Всемогущий Он и Великий, сказал: «Вы были лучшей из общин, которая была явлена людям: вы побуждали к одобряемому и удерживали от порицаемого и веровали в Аллаха…»

Комментируя этот аят, посланник Аллаха сказал: «Вы стали семидесятой общиной. Вы — лучшая из них и на самом хорошем, по сравнению с другими, счету у Аллаха».

В другом хадисе говорится следующее: «Аллах создал каждого отдельного человека из рода человеческого состоящим из трехсот шестидесяти суставов. А кто произносит: "Аллах Велик", "Слава Аллаху", "Нет бога, кроме Аллаха", "Хвала Ему", просит у Аллаха прошения, убирает ради людей с дороги камень, шипы, кости или побуждает к одобряемому, или удерживает от порицаемого триста шестьдесят раз, тот постепенно отдаляет себя от Огня»

Плоды призыва

Изучая тексты Корана и Сунны, можем найти аяты в которых описывается роль призывающих, возводятся они их в высокую степень, указывается на их заслуги. Среди этих наиболее ярких качеств:

  1. Призывающих Аллах в своих аятах называет лучшими людьми: «Вы были лучшей из общин, которая выведена перед людьми: побуждали к одобряемому, и удерживали от порицаемого и веровали в Аллаха».
  2. Призывающие — это те, кто будет свидетельствовать о людях. Сказал Всевышний: «И так Мы сделали вас общиной посредствующей, чтобы вы были свидетелями относительно людей и чтобы посланник был свидетелем относительно вас».
  3. Призывающие преуспеют в мире этом и в мире ином. Мусульмане верят и надеются на это ведь сказано и Всевышним: «… и пусть будет среди вас община, которая призывает к добру, приказывает (совершать) одобренное и удерживает от порицаемого. Такие преуспеют».
  4. Сказано Всевышним, что призывающие произносят наилучшие слова: «Чьи слова прекраснее, чем у того, кто призывает к Аллаху, и творит благое и говорит: "Поистине, я — из покорных!»
  5. В Сунне есть указания на то, что призывающие -наследники пророков: Посланник Аллаха сказал: "Знающие — наследники пророков…".

    Старинные книги Источник фотографии: www.hibatulla.kz

  6. Для призывающих просят прощения обитатели небес и земли Со слов Абу Умамы Ат-Тирмизи передал следующий хадис: «Аллах, Его ангелы, обитатели небес и земли, даже муравей в своей норке и киты в море призывают благословения на обучающего людей добру».
  7. Пророк сказал, что вознаграждение призывающих не прерывается: «Кто призывает других людей к правильному пути, тот получает награду равную награде тех, кто последовал за ним. И это нисколько не уменьшает их награды».
  8. Наставление на правильный путь для призывающих лучше мира этого и всего того, что в нем есть. По словам Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Аллахом, если Всевышний через тебя выведет на правильный путь хоть одного человека, то для тебя это будет лучше, чем обладание стадом красных (породистых) верблюдов".

Как видно из вышеприведенного, призыв к исламу и призыв к одобряемому, не только несет благо для общества, но и является богоугодным поступком за который Аллах Всевышний обещает большую награду в мире вечном. Поэтому каждый мусульманин и мусульманка имеющие возможность распространять Слово Аллаха - пусть делает это. Начиная призыв с родных и близких, соседей и друзей, коллег по работе и учебе. Только совместными усилиями всех мусульман мы можем добиться успеха.

Рафис Сайфуллин


Смотреть комментарии

avatar
1 milausna
Интересная и познавательная статья. Изложена в лёгкой и доступной форме.
avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Член Общественного совета ФСИН России, советник муфтия Татарстана по социальным вопросам, руководитель ОБФ «Ярдам-Помощь» Илдар Баязитов рассуждает о мигрантах, религии и просвещении в исправительных учреждениях на фоне трагедии в ИК п...


 Президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия стремится упрочить авторитет БРИКС в мире, сосредоточиться на решении глобальных и локальных проблем.


У каждой мамы малыша возникает вопрос: отдавать ребенка в детский сад или самой заниматься его воспитанием. Если семья мусульманская, то вопрос более актуален, так как в обычных дошкольных учреждениях ни питание, ни воспитание не соответствуют закона...

Казанский благотворительный фонд собрал и передал нуждающимся 60 тонн гушр-садаки. Гушр – это особый вид милостыни, когда отдают неимущим часть полученного за сезон урожая. Обязательность гушр-садаки обусловлена тем, что подли...


«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1483

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф