В то время, как мусульмане в Западной Европе представляют собой относительно новое явление, В Восточной Европе мусульмане расселялись на протяжении нескольких столетий.
Например, в Белоруссии, Польше и Литве. И здесь они являются неотъемлемой частью населения. В начале 14 века татары переселились на территорию бывшего Литовского княжества. На крымско-татарском языке эту территорию называли «Липка», поэтому и этих народов стали называть «татары липка». Сегодня на этой территории живут несколько тысяч потомков тех татар.
Корни польско-литовских татар восходят к владыкам Монгольской империи. По их собственным преданиям, они являются потомками ногайских и крымских татар, которые массово переселились возле Вильнюса, а также в Гродненской области (в Белоруссии) в 1397г.
Мечеть в литовском городе Каунасе.
Татары Липка были лояльно расположены к христианской Польско-Литовскому княжеству и в случае войны вступали в ряды воинов за новую родину. При этом они сохранили свою мусульманскую веру, хотя она претерпела изменения. Они переняли некоторые обычаи христиан и монгол кочевников.
Со временем иммигранты потеряли свой родной тюркский язык. Уже в начале 17 века их язык был славянским. Современные потомки говорят на польском, литовском и белорусском.
Молельный зал мечети в городе Новогрудок.
Особенностью культуры татар Липка является то, что на протяжении веков она развивалась, будучи в изолированном положении. Несмотря на давление католической и православной церкви.
Многие мечети, как эта, например, построены из дерева, поскольку по законам только церкви разрешалось строить из камня. Это было символом превосходства христианства над исламом. Поэтому деревянные постройки стали идентифицироваться именно с татарами.
Пожилая татарская пара в Ивье, Беларусь.
Татары Липка постепенно ассимилировались с местным населением. Большинство из них мигрировало в города в поисках работы.
Могила на мусульманском кладбище в Ивье, Беларусь.
На сегодняшний день народные традиции, такие как танцы, национальные костюмы и музыка не вызывают большой интерес. Теперь татарские общины идентифицируют себя прежде всего через Ислам.
После распада Советского Союза более трети литовских татар эмигрировали в Британии, Ирландию и США. Сейчас их численность колеблется между 50-60 тысяч.
Многие постройки татарской культуры были разрушены в советский период. Но многие деревянные мечети сохранились там, где плотно проживало традиционное мусульманское население.
В настоящее время мусульманская община переживает новый период. Восстанавливаются связи и ведутся работы по обеспечению финансирования ЕС. Между тем, значительные средства необходимы для поддержания и восстановления исламских кладбищ и мечетей.
Автор фото: Ахмед Краузен
Автор статьи: Аннет Хельвиг
Переведено специально для info-islam.ru