Жизнь разбросала татар по всему земному шару, но где бы они ни проживали, твердо сохраняют свою веру, культуру, язык, национальные традиции, бережно передавая их из поколение в поколение. Есть еще одно замечательное качество у татар, живущих на чужбине, они не делятся на этнические группы, наоборот, держатся сплоченно. И как сказал Президент Татарстана Рустам Минниханов на V юбилейном съезде Всемирного конгресса татар, «где бы ни жили татары, они везде добиваются успеха, поднимают авторитет нации».
Тема, о которой пойдет речь сегодня в интервью c родившимся и выросшим в Поднебесной китайским татарином Нэсибуллой Хожиевым, затронет наших соотечественников, живущих в огромной стране Восточной Азии. Мы узнаем, трудно ли быть татарином, сохраняющим свою национальную культуру и религию на родине конфуцианства, даосизма, буддизма - Китае?
Нэсибулла Хожиев в очередной раз приехал в гости в Казань и посетил известную своей благотворительной деятельностью мечеть «Ярдэм», здесь он навестил татарскую поэтессу Лилию Салахутдинову и согласился ответить на вопросы журналиста «Инфо-Ислам».
- Нэсибулла, расскажите, пожалуйста, о себе, чем живете-дышите в Китае?
- Первый вопрос, как мы попали в Китай? Двести лет тому назад, по словам бабушки, наши предки мигрировали из Казани в Киргизию, потом в Казахстан и оттуда в Китай. Мне двадцать девять лет, я родился и вырос в Китае в наикрасивейшем городе Кульджев. В нашей семье семь человек. Папа работает инженером, мама занимается домашним хозяйством. Сестра работает медсестрой, двое братьев трудятся водителями, самый младший братишка учится в школе.
После окончания школы я поступил в институт на экономический факультет и работал некоторое время бухгалтером.
- Вы отлично владеете татарским языком, несмотря на то, что родились в Китае! Это духовное наследие вы получили в семье?
- Да, в семье мы разговариваем только на родном языке. Мне с юных лет бабушка с дедушкой, да и родители прививали любовь к религии, своему народу, истории, татарскому языку; развивали родную речь через общение на нашем языке, национальные сказки и песни. Когда я в первый раз посетил Казань, то был удивлен, что коренной народ не разговаривает на родном языке, у меня даже возник вопрос, а живут ли тут татары? Я то был уверен, что татары на своей родине в совершенстве знают свою культуру, язык, оказалось, что не так,к большому сожалению.
- Расскажите, как живут татары в Китае, есть ли там национальные школы и существуют ли какие проблемы в соблюдении ислама?
- В Китае ислам нисколько не ущемляется, наоборот, охраняется государством. Только в моем родном городе функционируют сто мечетей. Это о многом говорит, прежде всего, о заботе и участии государства в жизни мусульман, за что я очень благодарен Китаю и люблю его. А всего в Китае двести тысяч мечетей.
Кстати, здесь мирно и в добрососедской атмосфере сосуществуют несколько религий: буддизм, ислам, христианство, даосизм. В Китае нет религиозного принуждения, любой желающий может свободно выбрать и придерживаться той религии, которую захочет.
В 1936 году появилась первая татарская школа в Китае, что очень положительно повлияло на национальное самосознание и сохранение родного языка у татар, живущих в этой стране. Всего в Китае проживает пятьдесят шесть национальностей, из них четыре тысячи пятьсот татар. С 1997 году в моей стране начали проводить праздник Сабан туй и другие торжества, которые отмечают татары, появилось много татарских организаций. (В городах Кульдже и Урумчи функционируют татарские национальные центры. В Пекинском университете СУАР трудятся восемь профессоров татарской национальности. Долгое время в Синьцзянском отделении Академии наук КНР работал Ильдан Исхаков, примечание «Инфо-Ислам»).
Говоря о татарах Китая, надо отметить, что они достойно работают в разных сферах от искусства до науки, есть те, кто занимает высокие политические посты. Здесь много трудится ученых и профессоров, врачей, успешных бизнесменов из числа татар. (Среди них был и выдающийся государственный деятель КНР Бурхан Шахиди, уроженец деревни Аксу Буинского района Татарстана. Бурхан Шахиди владел 11 восточными и европейскими языками, был знаком с творчеством татарских поэтов и писателей, поддерживал контакты с научной общественностью Татарстана. До последних своих дней Бурхан Шахиди занимал должность мэра г.Урумчи, примечание «Инфо-Ислам»).
Кстати, китайцы хорошо осведомлены о том, кто такие татары и очень любят их. Ведь где бы ни жил наш народ, он всегда дружелюбен, отзывчив и трудолюбив. Помнится, в одной газете вышла статья, в которой писалось много теплых слов в адрес татар, в частности упоминалось их стремление к знаниям и покладистость.
Беседовала Гульназ Мияссарова