Сегодня в нашем обществе существует множество заблуждений о благотворительности. Например, то, что благотворительность это некоторый героизм, на который способно совсем маленькое количество людей. Это не правда. Благотворительность всегда была нормой для нашего российского общества – и для православных и для мусульман. Ситуация стала меняться в советское время, когда у людей возникло убеждение, что за все должно платить государство.
Однако Советского Союза нет уже четверть века, а наше общество еще живет советскими стереотипами. Благотворительность, волонтерство – все это норма для цивилизованного общества, как я об этом уже писал в предыдущих статьях.
Когда я говорю о том, что благотворительность должна стать нормой это вовсе не значит, что каждый человек обязан жертвовать значительную часть своих средств на благотворительность. Во-первых, не обязан. Обязан это вопрос принуждения, когда же это становится нормой, то для человека это просто естественное положение вещей, он сам этого просто хочет. Во-вторых, речь идет о незначительной сумме. Если у человека есть возможность – совсем немного пожертвовать на благо общества, не в ущерб семейному бюджету – то это нормально. Ведь если большинство наших граждан сможет в месяц регулярно жертвовать на благотворительность целенаправленно пару сотен рублей в профессионально занимающиеся социальной работой фонды, то это поможет решить очень многие социальные проблемы.
Как я уже писал ранее, должно меняться и отношение к благотворительным фондам. Так как с 1990-х голов отношение к ним в массе своей подозрительное. Большинство населения не доверяют фондам, считая, что там работают мошенники. Но при этом легко жертвуют, как я описал ранее, разным аферистам и откровенно преступникам на улицах.
Однако хорошо известен факт, что чем больше благотворительных, некоммерческих организаций в обществе, тем более общество развито. Недоверие к таким организациям является показателем незрелости общества. Однако законодательство, система контроля построены так, что любой фонд может отправлять на свои административные расходы максимум 20 процентов от пожертвований – на то, чтобы арендовать помещение, платить налоги и оплачивать специалистов, которых нанимает для предоставления помощи нуждающимся. Невозможно, предоставлять качественную высококвалифицированную и, что особенно важно, регулярную помощь больным на основе бесплатной работы врачей, психологов и прочих специалистов. На регулярной, систематической основе это сделать невозможно. Это факт. А нам нужно реально помогать людям, привлекать на регулярной основе специалистов. Организация работы фонда это вообще очень сложная вещь, но общественно полезная. В нее надо погружаться с головой без остатка сил и верить в это дело искренне. Без искренности невозможно заниматься этой работой, потому что люди (особенно инвалиды) это сразу почувствуют.
И благотворительные фонды это не конкурирующие организации, как многие, к сожалению, думают, а наоборот сотрудничающие друг с другом структуры, которые создают объединения и ассоциации, чтобы эффективнее помогать обществу, нуждающимся и консультировать друг друга.
Сегодня в России множество благотворительных фондов, которые занимаются самыми разными вопросами и проблемами. Просто ради примера можно назвать некоторые из них.
Например, московский благотворительный фонд защиты животных "БИМ", который был создан еще в 1986 году как частный приют для бездомных животных. Основательница фонда Дарья Тарасова еще во времена СССР решила создать такой приют, потому что увидела как убивают бездомных собак в живодернях. Сейчас фонд "БИМ" содержит 5 приютов в Москве и Московской области. Кроме собак и кошек там содержатся животные из закрывшихся зоопарков и цирков. Фонд существует полностью за частные деньги.
Есть в России и еще один частный фонд, который функционирует с советских времен: созданный в 1988 году Московский детский фонд, деятельность которого направлена на защиту интересов детей. Основные направления работы фонда: содействие в решении проблем московского детства, оказание различных видов помощи семьям и детям, попавшим в экстремальные ситуации, детям-сиротам, детям из опекунских семей, детям-инвалидам, содействие творческим инициативам (детским творческим коллективам, студиям). Под постоянной опекой социальной службы фонда находится более полутора тысяч семей, которым оказывается различного рода помощь, включая юридическая, психологическая и материальная.
Есть также совсем молодые, но уже заявившие о себе фонды. Такие как созданный в 2013 году благотворительный фонд Red Nose, который занимается оказанием помощи детям, страдающим тяжёлыми неврологическими, приводящими к инвалидности заболеваниями (например, ДЦП).
В России также немало и региональных благотворительных фондов. Например, с 2006 года детям из неблагополучных семей, одиноким матерям оказывает профессиональную помощь вологодский благотворительный Фонд поддержки матери и ребёнка. Также этот фонд оказывает поддержку в открытии школ, помощи детским домам и т.д. На Дальнем Востоке действует Хабаровская краевая благотворительная общественная организация «Зелёный дом», которая занимается социальной реабилитацией безработных и инвалидов, помощью пострадавшим в результате стихийных бедствий. Существует также астраханский Региональный благотворительный фонд "Шаг навстречу", который занимается помощью сиротам и развитию детского спорта.
Можно также назвать пермский Фонд «Центр помощи беспризорным детям», который работает в Прикамье с марта 2004 года. Его целью является объединение усилий бизнес-сообщества в решении насущных проблем и социальной адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Или челябинский благотворительный фонд "Родная", созданный в 2010 году и который занимается различными программами поддержки института семьи.
Радует, что сегодня в нашей стране благотворительные фонды создаются и известными личностями, как например Фонд помощи детям «Обнажённые сердца», который был создан в 2004 году известной моделью Натальей Водяновой, с целью оказания помощи детям в России и за её пределами. Фонд создает системы бесплатных услуг для уязвимых семей, воспитывающих детей с особенностями развития, и занимается строительством инклюзивных детских игровых площадок. На счету Фонда более 100 игровых объектов по всей России, поддержка проектов десятков российских НКО, работающих с детьми с особенностями развития, пилотный Центр поддержки семьи в Нижнем Новгороде, программа обучения школьных педагогов работе с детьми с аутизмом и ежегодный международный форум "Каждый ребенок достоин семьи".
Многим также известен фонд актрис Чулпан Хаматовой и Дины Корзун, который называется «Подари жизнь», который создан с целью помощи детям с онкологическими, гематологическими и другими тяжёлыми заболеваниями. Официально Фонд был создан 26 ноября 2006 года.
Фонд помогает детям из 7 медицинских учреждений и ведёт работу более чем по десяти крупным направлениям помощи тяжелобольным детям. Эти направления называются Проектами фонда, и в их число входят: адресная помощь; амбулаторные квартиры; волонтёрство; диагностика и анализы; донорство; зарубежное лечение; лекарства; медицинское оборудование; «незарегистрированные лекарства»; благотворительный магазин; образовательный проект; паллиативная помощь; поиск и активация донора костного мозга; психологическая помощь; ремонт больниц; реабилитация и т.д.
Как мы видим в стране уже немало различных авторитетных благотворительных фондов, которые профессионально занимаются реабилитацией и помощью разным группам нуждающихся.
Все это профессиональные фонды, которые точно знают, какую именно, кому и как необходимо оказываться помощь. В этом вопросе столько тонкостей и нюансов, которые понимает только тот, кто профессионально занимается этим вопросом. Например, не каждый подарок инвалидам может быть полезен, не во всех случаях следует давать деньги, а если и давать тем, кто действительно нуждается, то тоже знать когда, где и как, потому что далеко не все психологически готовы получить такую помощь. И я еще не говорю об организации реабилитации инвалидов – тут вообще должны работать только высокопрофессиональные специалисты. Одним словом – сфера очень специфическая.
Илдар Баязитов