Каков рецепт успеха на российском рынке хиджабов? Что говорят работники фабрик, которым предстоит сшить традиционную исламскую одежду? Как понять, из чего сделано платье? Первая и крупнейшая сегодня в России фирма-производитель одежды для мусульманок «Аль-Баракят» поделилась с Ислам info секретами бренда, рассказала об искусстве продавать и об особенностях европейского стиля.
Как только ни называют хиджаб! И если фантазии исламофобов хватает лишь на «мешки», то сами мусульманки в полюбовных прозвищах своего наряда проявляют куда больше остроумия. Головные уборы именуют чехлами и шлемами, платья – скафандрами, а широкие юбки – парашютами.
«Парашюты от Аль-Баракята» - именно так прозвали покупательницы первые модели известной сегодня фирмы-производителя. И фирма не возражала. Согласитесь, есть в парашюте что-то смелое и одновременно возвышенное.
От платья к фабрике
«Аль-Баракят» - первая компания в России, которая занялась массовым производством мусульманской одежды. Для этого ее нынешнему руководителю Жанне Умм Абд ур-Рахман потребовалось время, терпение и упорство. Дело в том, что производство имеет мало общего с самостоятельным шитьем единичных моделей. И Жанне, сшившей первый хиджаб еще в 1997 году, пришлось буквально на ходу учиться всем тонкостям нового дела.
«Когда ты шьешь для себя, то в процессе работы можешь переделывать модель, что-то добавлять или убавлять. Но швея на производстве не должна думать: есть швеи, например, которые занимаются только карманами, и их не интересует, как будет сделан рукав. Поэтому когда приносишь сюда модель, то вместе с отшитым образцом необходимо предоставить все лекала и подробнейшие технические и технологические характеристики», - рассказывает Жанна.
Удивительно, что самые первые модели, выпущенные этой фирмой, до сих пор пользуются спросом. Меняется ткань, цвет, но суть остается: хиджабы от «Аль-Баракята» отличаются высоким качеством, строгостью кроя, выдержанным и уже узнаваемым стилем.
Контрольные работы
Это только кажется, что мусульманское платье легко сшить. Мол, вырезал два широких прямоугольника, приделал рукава, оставил кусок ткани на платок – вот тебе и хиджаб. Но когда начинаешь говорить с дизайнером или портнихой, слышишь много разных терминов: вытачка, горловина, реглан, «по косой»… и понимаешь: в хиджабе, сшитом с любовью, нет ни одной случайной пуговицы, ни одного необоснованного шва. Здесь все отточено, выверено, продумано.
Чтобы платье было идеальным, Жанна лично следит за процессом его производства от самого начала работы до выхода модели на рынок. «Бывало так, что я не принимала у производителя целую партию», - признается она. Но шить некачественно – невыгодно для такого партнера. Если партия «забракована», производитель терпит убытки: будет обязан все переделывать.
За время своего существования фирма сменила около десяти производителей. Некоторым пришлось отказать после первой же попытки сотрудничества – не устраивало отношение к заказу: невыполнение договорных условий, непорядок в отчетности. Сейчас у «Аль-Баракята» - одно основное производство и два дополнительных. Этого вполне достаточно для нынешнего объема, но предложения от фабрик все продолжают поступать.
Кстати, сотрудников этих фабрик ничуть не смущает «мусульманское происхождение» моделей. По словам Жанны, сегодня людям все равно, что шить. «Им нужна работа и стабильный подрядчик», - уверена она. А ведь начинать приходилось в обстановке настороженного и даже враждебного отношения к платку.
«Я не приспосабливала себя, не надевала, например, платок «назад». Просто мы никогда не обманываем партнеров и всегда выполняем свои обязательства – это и есть дагват, это и есть наше лицо», - убеждена Жанна.
Модельная формула хиджаба
У каждого преуспевающего бизнесмена должен иметься свой рецепт удачи, полагаем мы. Вот и у Жанны есть формула успеха. Она проста: «Россия шьет для России». «Я не против привозной одежды, - говорит Жанна. – Но все-таки мы лучше знаем и российскую фигуру, и особенности спроса и вкуса, учитываем специфику наших регионов. Например, Казань предпочитает классические хиджабы, а Москва любит авангард».
Всего «Аль-Баракят» выпускает множество моделей, которые условно делятся на три категории: регулярный ассортимент (платья, сарафаны), сезонный (зимние и летние юбки) и выпускаемый малой партией. Есть и разные направления. Например, линия «Даляль», куда входят туники и брюки, специально разработана для тех мусульманок, кто только начинает «осваивать» хиджаб.
«Знаете, девочке, которая вчера приняла ислам, возможно, трудно сразу надеть хиджаб. Для нее мы разработали эту линию. Но мы не говорим, что это хиджаб, что на этом надо останавливаться», - поясняет Жанна.
«Аль-Баракят» сотрудничает с несколькими поставщиками ткани, отдавая предпочтение натуральным тканям из Франции, Италии, работает с корейскими тканями. Для российских условий, по мнению Жанны, весьма практичны материалы с содержанием полиэстера.
Менеджер салона «Аль-Баракят» объяснила, как отличить натуральную ткань от синтетической: «Выдерните нитку и подожгите ее. Натуральная нить должна гореть, вы почувствуете специфический запах. А синтетика будет плавиться». В магазине особо недоверчивым покупательницам предлагают проделать эту процедуру, чтобы убедиться в качестве изделия.
Правила хорошего салона
Особенность магазинов женской мусульманской одежды в том, что они становятся не просто витриной для покупок, а своеобразным центром общения. Для женщин вообще характерно устраивать из похода по магазинам маленький праздник. Мусульманки же и вовсе порой лишены общения, поэтому магазин хиджабов для них – настоящее «место встречи».
И вот идут мусульманки в магазин за общением, а приходят порой в унылую лавочку с неприветливой усталой продавщицей, равнодушно взирающей на очередную болтливую посетительницу. «Знаете, как некоторые девочки работают? Они выходят на работу, чтобы просто присутствовать там. Хороший менеджер сегодня – на вес золота», - делится Жанна и добавляет, что сложившийся в «Аль-Баракяте» коллектив – настоящая находка.
Признаком хорошего салона Жанна считает, в первую очередь, внимательное отношение к покупателю – к любому покупателю. Хороший продавец должен наизусть знать весь ассортимент, уметь ответить на любой вопрос. Мусульмане, разумеется, должны быть особенно вежливы, как друг с другом, так и с представителями любой иной конфессии.
Жанна вспоминает свою поездку в один сибирский городок: «Я была там практически единственной мусульманкой, ходила по магазинам и изучала их работу. В хорошем салоне вас приветствуют, несмотря на внешний вид, и спрашивают, что вы хотите приобрести. В плохом – обсуждают вашу одежду и бросают в вашу сторону косые взгляды».
«Почему-то когда человек учит хадис - говорят о том, что он получает знания, а когда он изучает свое дело – разве это не получение знаний? Ведь один из видов поклонения для мусульман – добросовестное выполнение своей работы. Изучать сферу своей деятельности, узнавать о новых технологиях – наша обязанность», - уверена Жанна.
В подтверждение этой позиции фирма «Аль-Баракят» намерена на своем официальном сайте разместить серию публикаций, посвященных правилам ведения мусульманской торговли. В компании надеются, что такая мера поможет наладить работу магазинов фирмы в регионах и поднять общий уровень исламской торговли.
Что нас ждет на российском рынке хиджабов в 2009 году?
Прогнозировать и анонсировать наши производители не любят – говорят туманно, намеками. В «Аль-Баракяте» намерены выпустить партию одежды эконом-класса, но о фасонах не распространяются. Говорят, что по качеству модели не уступят имеющимся. «Hayat» заинтриговал описанием будущей летней коллекции. В ней появятся «оригинальные платья и не менее оригинальные легкие туники с восточными элементами в виде тесьмы, кружева, монист». «Zuhra» призналась: будут практичные молодежные модели для тех, кто носит джинсы, и продолжатся эксперименты в спортивной линии.
Айша Галина БАБИЧ
Собственный корреспондент