В России может появиться новая форма взаимодействия банков и клиентов. Специалисты разрабатывает законодательные поправки, устраняющие препятствия для внедрения в России исламского банкинга.
Зампред комитета Госдумы по финансовому рынку Дмитрий Савельев работает над поправками в закон "О банках и банковской деятельности". Согласно концепции банкинга по шариату, банк может предоставлять компании финансирование на развитие ее бизнеса, а она отдает ему оговоренную часть полученной прибыли в течение оговоренного срока. В этом случае прибыль банка не является фиксированной, как в классическом банкинге.
В рознице же операция кредитования заменяется куплей-продажей: банк продает гражданину нужный товар (машину или квартиру) в рассрочку, но по цене, которая несколько выше рыночной. Депозитов в исламском банке нет - вместо этого клиенту предлагается дать свои деньги банку в управление и разделить с ним доходы от инвестирования.
Напомним, мировой объем активов исламского банкинга составляет $1-2 трлн. Исламские банки открыты более чем в 40 странах мира. В России это направление работы специалистам представляется достаточно перспективным, так как связи с традиционными исламскими странами в последние годы только укрепляются.
Заместитель председателя Банка России Александр Торшин пояснил, что "приход в Россию исламских банков может пойти на пользу нашей банковской системе, поскольку следование банка религиозным принципам естественно повышает доверие к нему со стороны верующих. В России более 20 млн мусульман, и это значимый фактор развития банковской системы в этом направлении".
По словам экспертов, о своем инвестиционном интересе к России в настоящее время заявляют в ОАЭ, Кувейте, Бахрейне и в других странах, где есть большой инвестиционный потенциал. А осенью 2014 года о своем намерении оказывать услуги согласно мусульманским финансовым традициям в России заявил Международный банк Азербайджана (МБА).
При этом в самой России есть структуры, оказывающие исламские финансовые услуги. C 2011 года работают по меньшей мере две таких компании - «ЛяРиба-Финанс» (Махачкала) и «Амаль» (Казань). Они не имеют лицензии Центробанка, соответственно на них не распространяются запрет на торговую деятельность. Предлагаемые ими исламские финансовые продукты не подпадают под определение таких классических банковских услуг, как кредит и вклад, которые вправе оказывать только банки.
Гендиректор «ЛяРиба-Финанс» Мурад Алискеров пояснил изданию, что отличием исламских банков является отсутствие страховки, комиссий, штрафов и иных сборов, а долги не продаются коллекторам. При вложении клиентами в компанию «ЛяРиба-Финанс» своих средств в договоре с ним прописываются пропорции распределения будущей прибыли или убытков: 50:50 или 60:40 в зависимости от суммы и срока вклада.
По его словам, средства инвестируются банком только в бизнес, отвечающий нормам шариата, говорит Алискеров. Что касается кредитных продуктов, то, например, компания покупает на 100 тыс. рублей товар и продает его за 120 тыс. рублей в рассрочку на год, каждый месяц клиент приносит по 10 тыс. рублей. С учетом текущего положения дел на рынке кредитных продуктов, внедрение новых правил ведения дел между банками и клиентами может существенно повлиять на ситуацию. Хотя неясно, кто и на каких условиях сможет играть по таким правилам в России и как эти банки смогут конкурировать с представителями классической схемы предоставления банковских услуг.