Всевышний в Коране сказал: «Совершай намаз с полудня до наступления ночного мрака…
Всевышний в Коране сказал: «Совершай намаз с полудня до наступления ночного мрака…»[1], также в первых аятах суры «Верующие» Всевышний восхвалил верующих, сказав: «Воистину преуспели верующие….»[2], и «которые регулярно [оберегают, своевременно] совершают намазы ….»[3]
И также в суре «Подаяние» Всевышний сказал: «Горе молящимся, которые небрежны к своим намазам», и Ибн Касир, разъясняя этот аят, сказал: «Это те, кто совершают намаз несвоевременно», также под этим подразумевается оставление намаза или совершение намаза после окончания установленного для него времени.
Также от Абдуллы ибн Амра передаётся, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ««Время полуденного намаза (зухр) [наступает] с момента как только солнце начинает клониться [к закату, и длится до тех пор], пока не настанет послеполуденное время, когда тень человека сравняется с ним по длине. Время предвечернего намаза (‘аср) [длится до тех пор], пока солнце не пожелтеет. Время вечернего намаза (магриб) [длится до тех пор], пока не погаснет вечерняя заря. Время ночного намаза (‘иша) [длится] до середины ночи, а время утреннего намаза (фаджр) [начинается] от первых проблесков зари до тех пор, пока не покажется солнце…»[4].
Также имам Ахмадхади Максуди в своей книге «Ибадатуль-исламия» в разделе о временах молитв сказал:
«Своевременное совершение намаза является обязанностью, предписанной Всевышним (фардом), и намаз, совершённый до наступления его времени является недействительным.
Время утреннего намаза [начинается] с появления зари и [продолжается] до восхода солнца
Время полуденного намаза [начинается] с полудня и [продолжается] до наступления времени предвечернего намаза.
Время предвечернего намаза наступает, когда тень человека равна двум его теням, и [продолжается] до захода солнца.
Время вечернего намаза [начинается] с захода солнца и [продолжается] до исчезновения красного зарева заката (краснота).
Время ночного намаза наступает после исчезновения красного зарева (краснота) и [продолжается] до утренней зари».
Метод расчёта времени намазов
Время полуденного намаза наступает после зенита и длится до наступления времени предвечернего намаза (‘аср). Как определяется зенит? По мере восхождения солнца тени уменьшаются в размерах, и промежуток времени, когда тень перестаёт уменьшаться, и до того, как она начнёт увеличиваться, называется зенитом (заваль), остаточная тень во время зенита называется «аль-фай».
Время предвечернего намаза, по мнению имама Абу Ханифы, наступает тогда, когда тень какого-либо предмета равна двум его размерам, исключая размер тени во время зенита (аль-фай). Время предвечернего намаза длится до наступления времени вечернего намаза, но при этом следует помнить, что затягивать совершение предвечернего намаза до тех пор, пока солнце покраснеет (примет багровый оттенок) является нежелательным.
Время вечернего намаза наступает со времени исчезновения верхней части диска солнца за линией горизонта и длится до времени ночного намаза.
Время ночного намаза наступает после исчезновения красноты заката по мнению трёх имамов и согласно второму мнению имама Абу Ханифы. Согласно первому мнению Абу Ханифы оно наступает с наступлением темноты (с исчезновением белого отблеска на горизонте). Время ночного намаза длится до времени утреннего намаза, но при этом следует помнить, что откладывать совершение намаза до после полуночи является нежелательным.
Время утреннего намаза наступает с появлением утренней зари и длится до начала появления верхней части диска солнца над линией горизонта.
Данный метод расчёта времени намазов действителен для территорий, находящихся ниже 48 широты на протяжении всего года. Что касается северных широт, выше 48 широты, время утренней и ночной молитв в определённое время года рассчитать невозможно.
Расчёт времени намазов в таких регионах – по мнению ханафитского и шафиитского мазхабов, а также согласно мнению большинства современных учёных, производится по времени ближайшего региона, находящегося на той же долготе, но ниже 48 широты.
Подобная ситуация в г. Казани наблюдается с 05 мая по 08 августа для утреннего и ночного намазов по астрономическим сумеркам (то есть темнота не наступает). Поэтому после расчетов в эти дни для утреннего намаза оставили 2 часа до восхода солнца, а для ночного намаза приняли полтора часа после захода солнца.
В своих расчётах мы опирались на параметры расчета известных институтов, таких как Университет исламских наук (Карачи, Пакистан) и Исламское общество Северной Америки.
- [1] Сура «Перенёс ночью», аят 78.
- [2] Сура «Верующие», аят 1.
- [3] Там же, аят 9.
- [4] Муслим (II, с. 105)