После недавней встречи в Уфе Владимира Путина с представителями мусульманского духовенства в обществе широко обсуждается идея по восстановлению исламской богословской школы и реформе исламского образования в России.
После недавней встречи в Уфе Владимира Путина с представителями мусульманского духовенства в обществе широко обсуждается идея по восстановлению исламской богословской школы и реформе исламского образования в России.
Комментирует член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ, политолог Максим ШЕВЧЕНКО.
– Рассуждая о перспективах восстановления у нас богословской школы ислама, прежде всего надо говорить не о её единстве, которого никогда не было, а о многообразии.
К примеру, джадидизм в Татарстане до революции являлся движением национальной интеллигенции, связанным с возрождением татарского народа. Самая старая исламская школа была в Дагестане, поскольку Дербент – один из наиболее древних исламских городов на территории России, но даже у дагестанцев было несколько национальных школ исламского мировосприятия – аварская, кумыкская, даргинская и т. д.
Поэтому следует говорить скорее не о богословских школах, а о необходимости восстановления качественного исламского образования, приведении его к некой единой кодификации в соответствии с традициями ислама в нашей стране. Замечу, не так давно у нас была одна из лучших, сильнейших в мире школ исламоведения и коранистики.
К этому вопросу надо подходить системно, а не наскоками, не посредством какой-то штурмовщины. В 2004-м, 2005-м предлагалось, можно сказать, на самом высоком уровне создание в Приволжском федеральном округе богословской школы, исламоведческой кодификации на русском языке. Однако тогда поднялся такой истошный крик противников «русского ислама», что реализацию этой хорошей идеи инициаторам пришлось надолго отложить.
Сегодня надо дать учёным, специалистам, мусульманам и немусульманам возможность поработать над этим вопросом, и тогда, полагаю, можно будет сдвинуть это крайне важное для страны дело с мёртвой точки. Надо создавать систему нормального исламского образования, а не финансировать сомнительные личности, которые прежде деньги (и отнюдь не малые – миллионы, если не десятки миллионов долларов), выделявшиеся на это дело, элементарно разворовывали.
При правильном, системном подходе, а главное при наличии доброй воли и должной добросовестности исполнителей, эту задачу можно будет решить.