Выборы – важный элемент демократии. Может ли политическая культура демократии быть в мусульманских общинах, странах, регионах? Означает ли демократия уподобление западным государствам? Как соотносятся принципы Ислама и выборности власти? Об этом мы побеседовали с известным российским журналистом и политическим деятелем Максимом Шевченко
Выборы – важный элемент демократии. Может ли политическая культура демократии быть в мусульманских общинах, странах, регионах? Означает ли демократия уподобление западным государствам? Как соотносятся принципы Ислама и выборности власти? Об этом мы побеседовали с известным российским журналистом и политическим деятелем Максимом Шевченко
Касым Сафиуллин: Есть точка зрения, что только в западном мире может быть демократия, а якобы в неполноценном мусульманском – деспотия и диктатура. Мусульмане также привержены демократии, но не на основании западноевропейских принципов концепции города, а на основании концепции общины. Современные цивилизованные мусульмане тоже используют выборы своих руководителей и возмущаются при нарушении конституционных норм с помощью незаконных силовых методов. А как вы считаете, может ли у мусульман быть демократия?
Максим Шевченко: Характерно, что на защиту светской конституции Турции во время июльской попытки переворота в этом году выступили простые мусульмане, показавшие свой демократизм. Это напугало и Запад, и прозападные турецкие элиты. Ведь последние 200 лет мусульмане живут в условиях колонизации, когда западные колонизаторы – европейцы, американцы – приходили на их земли, объявляя их врагами и проливая море крови. При этом для оправдания своих действий они ругали последователей Ислама, называя их «злыми дикарями».
Тирания, диктатура, деспотия означает неограниченную власть и привилегии и реализуется через жестокость, насилие и силовое принуждение сограждан. Но это не есть явление, органически присущее Исламу. Не правы западные знатоки, утверждающие о неизбежности «столкновения цивилизаций» и говорящие о «неполноценности мусульман», для которых невозможно установление демократического правления. Демократия не чужда мусульманскому миру. В исламских странах принцип «демократия» относится к обществу, а не к отдельному его члену и подразумевает обязательства и права, обязанности и свободы. В условиях демократии не бывает свободы без каких-либо ограничений, означающих правильные взаимоотношения между людьми, гуманное отношение к окружающим, уважение к их личности, чувствам, правам и гордости, проявление скромности, благородства духа, щедрости и сострадания. Свободный человек в любой стране не должен забывать о правах и свободах других невзирая на то, относится ли другой к большинству или же к меньшинству.
Касым Сафиуллин: Действительно, такой подход позволяет жить в справедливом обществе, скрепленном взаимным уважением, искренней заботой и поддержкой! Полагаю, что эти качества не достижимы без искренней веры во Всевышнего, любви к Нему и боязни нарушить Его законы…
Максим Шевченко: Современный исламский мир не менее интересен и разнообразен, чем европейский. Интеллектуалы-мусульмане уже столетия обсуждают вопросы о свободе личности, предопределенности и необходимости, свободе слова, выборности власти. Мусульманин сегодня может сочетать веру в Аллаха и знание сложнейшего современного математического аппарата, теоретической физики, химии, социальных науках, юриспруденции и экономики, а также быть успешным в светских и религиозных науках. Он также может совершенствоваться в поклонении Богу и не быть чуждым сокровищам мировой культуры и искусства.
Поэтому слишком опрометчивым было бы перекладывать на Ислам совершенные Западом преступления. Запад фактически захватил мусульманские земли, поставил у власти послушных монархов и президентов-диктаторов и не желает, чтобы исламские народы пытались нащупать собственный путь развития. Чтобы этого не произошло, Запад запускает такие проекты, как ДАИШ, рассматривая мусульман не как партнеров, а сугубо утилитарно как послушный инструмент. Считаю, что терроризм – это продукт западных спецслужб. Войны, теракты дают натовцам повод полететь в очередную мусульманскую страну и утопить ее в крови: и в Ракке, и в Багдаде, и в Дамаске…
Касым Сафиуллин: Согласно западным исследованиям, большинство американцев полагает, что «демократизация» и «американизация» – это одно и то же.
Максим Шевченко: Руководство США считает, что демократия – это безграничная свобода: возможность голосовать, управлять страной, поклоняться Господу Богу, говорить, писать, делать то, что захочешь, в том числе – оскорблять религиозные чувства людей. Но не дай Бог, вы серьезно затронете интересы правящих олигархических групп, выступите против несправедливости политической системы Америки! Вас тут же объявят «врагом государства», а специалисты по антипиару обвинят во всех смертных грехах…
Касым Сафиуллин: С кем дружить мусульманам, чтобы сохранить свою здоровую индивидуальность и не быть порабощенными современными колонизаторами?
Максим Шевченко: Исламу необходим равный статус в современном цивилизованном мире. Ислам для России – он не враг, а союзник. Действительно, обычные мусульмане не хотят захватывать христианские земли, взрывать людей, давить их грузовиками. Исламский мир хочет равных человеческих взаимоотношений, таких как у Путина с Эрдоганом. Тогда Россия окажется в авангарде западного мира, сделав то, что следует, исходя из нашего геополитического положения и наличия более 20-30 миллионов россиян-мусульман, не считая мусульман, переселившихся из бывших советских республик Средней Азии. Нам просто следует быть партнерами и друзьями, успешно разрешая споры и конфликты. Ведь интересы России и исламского мира практически совпадают. Однако Запад делает все, чтобы не допустить такого союза, полагая, что у России должны быть хорошие отношения только с англосаксами и Израилем. Конечно, мы хотим, чтобы всем жилось хорошо: и мусульманам, и евреям. Но Израиль не должен играть роль ножа, всаженного Западом в тело исламского мира. Иначе война между евреями и мусульманами никогда не прекратится.
Касым Сафиуллин