Сирийский конфликт привел к обострению межобщинных противоречий в странах Персидского залива. Washington Post пишет: сунниты и шииты в арабских странах региона собирают средства для конфликтующих сторон в Сирии. Саудовская Аравия, финансирующая сирийских радикалов, стремится объединить арабских соседей для противостояния Ирану. Российские аналитики не исключают раскола Сирии по суннитско-шиитскому признаку.
Сирийский конфликт привел к обострению межобщинных противоречий в странах Персидского залива. Washington Post пишет: сунниты и шииты в арабских странах региона собирают средства для конфликтующих сторон в Сирии. Саудовская Аравия, финансирующая сирийских радикалов, стремится объединить арабских соседей для противостояния Ирану. Российские аналитики не исключают раскола Сирии по суннитско-шиитскому признаку.
Разрыв между двумя ветвями ислама в странах Залива углубляется. Ряд нефтяных монархий открыто выступает за поддержку оружием и деньгами повстанческих группировок, в том числе «Ан-Нусры», связанной с «Аль-Каидой». Растут частные пожертвования граждан Катара для сирийских боевиков. Они благотворительствуют в пользу «Ан-Нусры», утверждают американцы.
В Кувейте, где шииты и сунниты долгое время сосуществовали мирно, ныне противоречия очевидны. Элизабет Дикинсон, эксперт Института Брукингса, считает: серьезно накалилась межобщинная риторика. Кувейтские сунниты считаются самыми известными финансистами сирийских повстанцев. Они провели десятки миллионов долларов через свои благотворительные фонды и онлайн-агитацию через социальные сети. Сыновья известных семей были отправлены в САР воевать против Асада, пишет Washington Post. Кувейтские страницы Twitter и Facebook регулярно приветствуют суннитско-шиитскую резню.
Шииты здесь менее активны, но и они начали прилагать усилия к организации поддержки алавитских и шиитских общин в Сирии. В докладе Института Брукингса сказано, что на поддержку сил, воюющих за Асада, шииты из Кувейта уже направили помощь в объеме 81 млн долл. В прессе ведется разъяснение, что сунниты – это бедуины, которые вовсе не аутентичны для Кувейта. Аналитики указывают: в отличие от политических противоречий с межобщинными нельзя покончить, лишь подписав политическое соглашение.
Обострение суннитско-шиитских противоречий в странах Персидского залива серьезно угрожает их национальной безопасности, заявил «НГ» Александр Игнатенко, президент Института религии и политики. «Еще года три назад я говорил, что если Иран пойдет на отказ от ядерной программы, то США будут готовы расплатиться с ним за это кусками аравийских монархий. Речь может идти, например, о богатой нефтью и населенной шиитами Восточной провинции (Уль-Хаса) Саудовской Аравии», – полагает он.
Саудовская Аравия стремится объединить монархии Залива, трансформируя Совет сотрудничества государств Персидского залива (ССГПЗ) из экономической организации в военно-политическую, чтобы противодействовать шиитскому Ирану, мощь которого укрепляется, особенно в последние месяцы в связи с налаживанием диалога между ИРИ и «шестеркой», а также ИРИ и США. Бахрейн – первый союзник, так как находящееся у власти суннитское меньшинство окажется под угрозой в случае усиления шиитского большинства. «Мы хоть сегодня готовы подписать декларацию о союзе, чтобы подтвердить нашу железную волю и твердую решимость», – заявил король Бахрейна Хамад ибн Иса аль-Халифа. Кувейт, Катар, ОАЭ и Оман приглашены. ОАЭ, в минувшем году отказавшиеся от создания единого валютного союза, пока воздержались. Оман заявил, что не желает интеграции с Саудовской Аравией. И пригрозил выходом из ССГПЗ. «И ОАЭ, и Оман отмежевываются от Саудовской Аравии и дрейфуют в сторону Ирана. США это хорошо понимают и поддерживают», – резюмирует Игнатенко.
Эти новости приходят на фоне подготовки Женевы-2 и очередного провала попыток сплотить сирийскую оппозицию для участия в переговорах. В рамках проекта противодействия шиитам Эр-Рияд заявил, что сам урегулирует сирийский кризис, коль скоро США и европейские «Друзья Сирии» фактически отказались от поддержки оппозиции. «Саудовская Аравия «взбрыкивает». Эволюция сирийского кризиса, когда на горизонте маячит Женева-2, ей совершенно не выгодна», – уверен Игнатенко.
У Эр-Рияда достаточно средств, чтобы поддержать экстремистов «Ан-Нусры», «Исламского государства Ирака и Леванта» и «Исламского фронта», полагает аналитик. «Саудовская Аравия имеет контрольный пакет акций в сирийском кризисе. Она и Катар были его инициаторами. Манипулируя этими тремя группировками, Эр-Рияд может решать в САР вопросы противостояния шиитским проиранским группам: ливанскому движению «Хезболлах», полку «Абу аль-Фадль аль-Аббас», бригаде «Кудс», входящей в Корпус стражей Исламской революции (КСИР)», – считает Игнатенко. По его словам, существует вероятность того, что вооруженные группировки, которые Эр-Рияд снабжает оружием, продовольствием, финансами, «провозгласят суннитские квазигосударства на части территории Сирии: на севере, в Алеппо, на востоке близ границы с Ираком».
Эксперт допускает, что в Сирии одновременно будут созданы и шиитские квазигосударства под контролем шиитских группировок: «Нельзя исключать, что существует секретная договоренность между Саудовской Аравией и «Хезболлах», потому что несколько дней назад новый посол Катара в Ливане встречался со вторым человеком в «Хезболлах». Не исключено, что решаются вопросы об удовлетворяющем всех разделении Сирии». Игнатенко не исключает, что с воюющей на стороне Асада группировкой Эр-Рияд будет договариваться: «Хезболлах» не претендует на районы, которые контролируют суннитские и салафитские группировки. С ней можно договориться, потому что, если этого не сделать, война может длиться вечно» - пишет Независимая газета.