В условиях когда региональные события оказывают влияние на международную обстановку в целом, многие основополагающие позиции Саудовской Аравии по вопросу кризиса в Сирии привели к резкому изменению расстановки сил, и теперь уход Асада уже не является единственным вариантом, вопреки желанию Эр-Рияда.
После того как Саудовская Аравия не смогла реализовать свой проект «Сирия после Башара» ввиду успехов, достигнутых сирийской регулярной армией при постоянной российско-иранской поддержке, она не нашла ничего лучше, как привлечь на свою сторону русского медведя и предложить выгодную сделку, по которой Эр-Рияд обязуется обеспечить нефтью и газом Москву, а Москва в свою очередь должна отказаться от Асада… Примет ли Москва саудовское предложение? Состоится ли сделка «нефть в обмен на Асада»?
Эр-Рияд и сирийский кризис
Саудовская Аравия была одной из первых стран, четко обозначивших свою позиции по поводу сирийского кризиса. С момента вспышки первой искры революции Эр-Рияд встал на сторону революционной оппозиции и призвал к необходимости уважать волю народа, которая выражалась в требовании отставки Башара Асада и отстранении его от власти.
В течение первых месяцев кризиса саудовская позиция по данному вопросу раскрылась полностью. Король Саудовской Аравии Абдалла ибн Абдул Азиз призывал прекратить кровопролитие в Сирии и отозвал своего посла из Дамаска. Это была первая официальная реакция арабской страны на происходящее в Сирии. Стоит также отметить, что эта позиция не оказалась в изоляции от других государств Совета сотрудничества Персидского Залива. Кроме того, такая позиция Саудовской Аравии появилась после негласных переговоров между Эр-Риядом и Дамаском, во время которых Эр-Рияд еще не был уверен в том, что сирийский режим устоит в условиях необходимости постоянного подавления народных восстаний. Возможно, отзыв посла из Дамаска явился тем дипломатическим шагом, который радикально изменил саудовско-сирийские отношения.
Такое движение Эр-Рияда в сирийском кризисе и требования отстранения Асада не означало победы оппозиции или веры в право сирийского народа сказать свое слово и выбрать собственное будущее, как бы это ни отвечало интересам Саудовской Аравии. Когда полный контроль за принятие решений в Дамаске перешел к Ирану, это побудило дом Саудитов двигаться вперед, чтобы блокировать персидское присутствие в Сирии и поддерживать усилия, нацеленные на свержение первого лица Тегерана.
Рассматривая саудовскую позицию по сирийскому кризису с 2011 года, можно выявить несколько этапов ее формирования — это эскалация, умиротворение и конфронтация. Особенно важно при этом обратить внимание на региональные изменения на политической арене Ближнего Востока, оказавшие серьезное влияние на складывание политических и военных союзов в регионе.
а) решительная позиция
Позиция Эр-Рияда по сирийскому была с самого начала заявлена четко и однозначно, в отличие от других арабских стран. Саудовская Аравия была первым государством, потребовавшим ухода Башара Асада и свержения его режима любой ценой. Также она была единственным государством (вместе с Турцией), публично поддержавшим сирийскую оппозицию.
Саудовская позиция заключалась в том, что уход Асада является единственно возможным вариантом урегулирования кризиса. Данный тезис нашел поддержку в ООН, Америке и части европейских государств благодаря поддержке Турции, чья позиция подкреплялась огромным политическим и военным весом.
Сирийская революционная оппозиция обнаружила множество иных источников финансовой и военной помощи. Они помогли бросить вызовы правительственным войскам, причинив им серьезные потери. И можно было даже ожидать самых радикальных изменений, если бы не вмешательство иранских и российских сил.
На данном этапе Эр-Рияд также заявлял о необходимости отстранения Асада как о единственно возможном выходе из кризиса, который позволит продолжить международный и региональный диалог по проблеме. Позиция Саудовской Аравии оставалась непоколебимой до тех пор, пока не появился русский медведь, желающий изо всех сил стать ключевым игроком.
б) колеблющаяся позиция
Появление России в сирийском уравнении существенно изменило политический ландшафт. Когда казалось, что, несмотря на противодействие со стороны Ирана, Саудовская Аравия, поддерживаемая Америкой, Европа и Турция монополизировали принятие решений, Россия громко сказала свое слово в поддержку Башара Асада. Вступление Москвы в конфликт было для многих неожиданностью. Особенно из-за того, что русско-сирийские отношения не были на том уровне, чтобы Москва стала вмешиваться в такую непредсказуемую войну. Однако позиция Ирана магическим образом убедила Россию вернуть свои позиции на международной арене, апеллируя к былому величию Советского Союза.
Российско-иранское партнерство, а также совместные интересы сыграли решающую роль в принятии позиции Ирана по Асаду. Во время многочисленных встреч Путина и Асада обсуждалась возможность возврата сирийской армией территорий, захваченных силами вооруженной оппозиции. После чего Москва начала поставлять в Дамаск высокоэффективные ракетные установки, огромное количество современного оружия, что способствовало укреплению позиций Башара.
В то время, как напряженная ситуация в Йемене, истощение финансовых резервов Саудовской Аравии в связи со снижением цен на нефть, а также многочисленные жертвы террористических актов в Европе привели к ослаблению саудовской позиции по Сирии, уход Асада уже перестал быть единственным вариантом разрешения конфликта.
в) ослабление позиции
Многие произошедшие события в регионе заставили пересмотреть приоритеты во внешней политике Анкары и Вашингтона, что не могло не отразиться и на позициях Эр-Рияда. Заявления об отставке Асада стали звучать еще тише.
Очевидно, что неудачная попытка переворота в Турции будет играть решающую роль в формулировании ее позиции по сирийскому кризису. Особенно в свете сближения Москвы и Анкары, особенно после извинений турецкого президента за сбитый российский самолет на сирийской границе. А вместе с эффективными каналами связи между Турцией и Ираном, большинство нитей оказывается в руках России, Турции и Ирана, что очень беспокоит Эр-Рияд и усиливает давление на нее.
Кроме того, влияние на позицию Эр-Рияда оказывают и европейские страны-союзницы Саудовской Аравии, страдающие от террористической угрозы ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России — прим. ред.), в особенности Великобритания, Германия, Франция. А это как раз то, чему успешно противостоят Москва и Тегеран. Поэтому заявления об отставке Асада все реже звучат и в Европе. Все это требует от Эр-Рияда выработки нового стратегии действий: выбить почву из-под ног у Асада в виде поддержки со стороны России.
Нефть в обмен на Асада
После того, как саудовские дипломатические усилия по продвижению своей позиции по Сирии не увенчались успехом, а Москва и Тегеран навязали свои правила игры, Эр-Рияд был вынужден пойти на контакт с Россией. Тем более, что в Эр-Рияде убеждены, что Россия, а не Тегеран, является «уравновешивающей силой». А все ее шаги, предпринимаются не столько в защиту интересов Асада, сколько в своих собственных — это и должно стать новым оружием Эр-Рияда, чтобы заполучить российскую поддержку.
«Мы готовы передать России долю на Ближнем Востоке, значительно более прочную, чем была у Советского Союза», — с этих слов начинает свое выступление министр иностранных дел Аль-Джубейр для американской газеты «Политика» во время своего недавнего визита в Брюссель.
Адель аль-Джубейр, саудовский политик. Источник фотографии: aawsat.com
Аль-Джубейр также сказал в своем интервью: «Мы не согласны с позицией России по Сирии, однако, наш спор не о результате, а о пути к нему», и, добавив, что дни Асада сочтены, сказал, обращаясь к русским: «Принимайте предложение, пока это возможно».
Слова министра о намерении завершить сделку с российской стороной демонстрируют несомненную слабость саудовской позиции и озабоченность по поводу будущего Сирии. Тем более, что события разворачиваются не в пользу Эр-Рияда.
Аль-Джубейр акцентировал внимание на возвращении России статуса сверхдержавы, чье влияние никогда не будет меньше, чем у США и Европейского Союза, пообещав экономическую и нефтяную поддержку для этого в обмен на отказ России от Асада.
Многие эксперты отмечают, что Москва не заинтересована в Асаде как в человеке, ее волнуют только собственные интересы в регионе. Поэтому Москва поддержала Асада, оказавшегося под иранским давлением, а также взяла на себя все расходы, связанные с этим. Затем она не нашла ничего плохого в том, чтобы утвердиться в этой новой региональной роли без взятия на себя какой-либо финансовой ответственности… Однако, возможно, саудовское предложение зазвучит по-новому? Примет ли его Москва?
Принимает ли Москва предложение?
Согласие России на саудовское предложение будет означать восстановление экономики, особенно когда будет снято давление Эр-Рияда на другие государства Залива (особенно на Катар), и источники финансирования многих российских проектов вновь наполнятся. Путин сможет повысить уровень жизни российских граждан, обеспечив таким образом снижение критики в свой адрес внутри страны, чего ему не удастся добиться в случае потери союзника в лице Ирана или Сирии.
Саудовская Аравия снизила цены на нефть в результате недавней интенсификации производства, чем поставила Иран и Москву в затруднительное экономическое положение. Москва обратилась с просьбой поднять цену за счет сокращения производства, но страны Персидского Залива отказались. Теперь же они готовы открыть новую страницу в диалоге с русским медведем.
Если это предложение будет принято, Россия откроет новые горизонты сотрудничества с Европой и США, и конфликт постепенно сойдет на нет благодаря восстановлению региональной роли России в качестве ключевого игрока по урегулированию сирийского кризиса, где камнем преткновения, долгое время останавливавшим Москву было либо отклонение резолюции Совета безопасности по Сирии, либо наземная поддержка сирийской армии на местах.
В случае отказа Москва все равно сохранит свои позиции в качестве наиболее эффективного игрока в регионе, так как все козыри у нее на руках. Это снова будет пристально рассматриваться международными СМИ и позволит восстановить былое величие Советского Союза, а также получить постоянную поддержку со стороны Ирана.
Вмешательство России в Сирию устранило препятствие для открытия канала поставок катарского сжиженного газа в Европу, который должен был пройти через территорию Сирии, что также позволяет Москве сохранить превосходство в сфере экспорта газа в Европу. Это объясняет военное присутствие России в Сирии, а не просто внешнее материально-техническое обеспечение.
Из сказанного понятно, что расклад сил уже никогда не будет таким, каким он был в начале сирийского кризиса. Быстрое и драматичное развитие событий усугубляет положение. После того, как позиция Эр-Рияда по Сирии провалилась, сможет ли он перетянуть на свою сторону российского медведя по вопросу Сирии и Ирана? Поддастся ли Москва искушению Эр-Рияда?
Имад Аннан — египетский писатель, журналист, исследователь, магистр в сфере коммуникации, консультант ряда египетских и арабских газет, новостных сайтов и исследовательских центров. NoonPost, перевод ИноСМИ