Илдар-хазрат Баязитов, имам-хатыйб мечети «Сулейман», один из наиболее известных мусульманских религиозных деятелей Татарстана поделился с изданием «Аргументы и факты -Казань», как решить проблему радикальной молодежи, о месте мусульман в современной России и почему не надо бояться роста популярности ислама.
Илдар-хазрат Баязитов, имам-хатыйб мечети «Сулейман», один из наиболее известных мусульманских религиозных деятелей Татарстана поделился с изданием «Аргументы и факты -Казань», как решить проблему радикальной молодежи, о месте мусульман в современной России и почему не надо бояться роста популярности ислама. Предлагаем вашему вниманию полное его интервью этому изданию.
- Илдар-хазрат, расскажите, пожалуйста, почему Вы решили сделать акцент на социально полезной работе, как начиналась Ваша работа в мечети «Сулейман»?
- В 2002 году я стал имамом мечети «Сулейман». Она находится на окраине Казани, в поселке Левченко. Как Вы понимаете, мечети в таких районах поднимать нелегко. К центральным эту мечеть, мягко говоря, было сложно отнести. Однако желание работать было большое. Хотя проблем особенно на первом этапе было много, иногда даже руки опускались, за что браться не знали. Людей в мечеть ходило мало. При этом мы видели, что в поселке много проблем. Совсем рядом с мечетью находится общежитие, где живет много социально неблагополучных семей. Само расположение мечети задало основное направление нашей работы.
Мы решили, что необходимо начать работать именно с теми слоями населения, которые больше всего нуждаются в помощи и внимании. Поэтому на протяжении последних десяти лет мы работаем с сиротами, детьми с девиантным поведением, инвалидами, пенсионерами, многодетными семьями и т.д. Именно с этой целью был создан Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм». Благодаря ему мы смогли создать Центр реабилитации незрячих при мечети «Сулейман», где ежемесячно проходят образовательные курсы и элементарную реабилитацию инвалиды по зрению со всей страны. Так же мы создали издательство для подготовки книг изданных по системе Брайля, благодаря этому Фонду у нас появилась возможность оказывать адресную помощь нуждающимся семьям, организовывать летние лагеря для проблемных детей и устраивать благотворительные обеды. Именно социальная работа находится в центре всей деятельности махалли мечети «Сулейман». Все проекты, которые мы реализуем, так или иначе направлены на то, чтобы финансово или информационно сопровождать работу по социальному служению.
- В одной из своих статей Вы указывали, что социально ориентированная работа наряду с образованием и пропагандисткой деятельностью, является ключевой для современных мусульманских организаций. Вы утверждаете, что именно в этом ключе решения проблемы по радикализации молодежи. Почему социальное служение так важно сейчас?
Проблема мусульман, особенно духовенства, в том, что они стали много заниматься политическими вопросами. А политика, как известно, это борьба за власть. То есть изначально такая деятельность не несет созидательной основы и имеет отдаленное отношение к вере. Она скорее вредит вере: вере мусульман в Бога и вере остального общества в мусульман как здоровую часть социума. Это разобщает нашу умму и приносит проблемы обществу.
Конечно, заниматься исключительно вопросами культа и религиозных ритуалов, мусульманскому духовенству недостаточно. Поэтому наиболее достойной заменой политической деятельности должна стать благотворительная работа, деятельность, направленная на решение социальных проблем. Это благородная миссия, которая не только поможет решить многие общественные проблемы, но и повысит авторитет традиционного духовенства в глазах мусульманской молодежи. Не секрет, что во многом из-за непризнания официальных мулл молодые мусульмане ударяются в различные секты и деструктивные течения.
Мне кажется, что социальное служение должно стать основной работой мусульманского духовенства. А оно в себя включает как поддержание веры людей и организацию культовой деятельности, так и работу, направленную на решение социальных проблем современного общества.
- А как это связанно с вопросами радикализма и экстремизма?
Основной вопрос, который необходимо сейчас решить, чтобы предотвратить популяризацию радикальных настроений звучит так: как отвлечь нашу мусульманскую молодежь от сектантских религиозных течений? Ведь не секрет, что именно среди городской молодежи наиболее сильные протестные настроения. Протест у них вызывает многое. Начиная с того как себя ведут и чем занимаются представители официального мусульманского духовенства и заканчивая социальными проблемами, которые стали частью современного общества.
Совершено логично, что в поисках источника справедливости молодежь обращается к Богу. И в этот момент мусульманскому духовенству и следует проявить максимальное внимание к ним. Традиционному исламу необходима продуманная доктрина социального служения. Когда молодые мусульмане увидят, что за решением социальных проблем не надо обращаться к сомнительным проводникам и сомнительным джамаатам, а можно прийти в любую официальную мечеть и начать непосредственную работу по решению социальных проблем, тогда мы сделаем самый большой шаг в сторону решения проблемы.
- А проблема действительно есть?
Конечно, есть. Я против разных сектантских, деструктивных и прочих нетрадиционных течений, которые пустили корни в нашей стране. Преувеличивать проблему правда не стоит, так как вреда от этого преувеличения больше чем пользы. Здесь необходима золотая середина. Самое главное для нас это профилактика экстремизма, то есть создание всех условий, чтобы молодежь не увлекалась идеями залетных проповедников.
Молодежь это самая активная часть нашего общества. Не надо ее бояться и тем более бороться с ней, когда они это чувствуют, то они еще больше ожесточаются. Необходимо работать с молодежью и сделать все, чтобы ту энергию и энтузиазм, которые имеются у них, направить в созидательное русло.
Мне кажется, каждая более или менее крупная мечеть должна создавать при себе центры или объединения по помощи нуждающимся. Наркоманы, инвалиды, одинокие и брошенные пенсионеры, многодетные семьи… Перечислять все проблемы общества времени не хватит! Работы для мусульман непочатый край! Пусть молодежь почувствует свою востребованность. Пусть они создают активные махалли при мечетях, развивают инфраструктуру. Одним словом их надо занять делом, вовлечь в социально полезную работу.
На уровне идеологи мы должны провозгласить курс на социально ориентированный ислам. Что такое традиционный ислам в вопросах богословия более или менее понятно. Но это все тексты, а нужна реальная работа.
- Складывается впечатление, что в Татарстане и так достаточно часто проходят благотворительные акции.
- В том то и дело, что акции. А как жить нуждающимся в промежутках между этими акциями? Благотворительные акции это только часть социальной работы. Провести обед, раздать подарки, пригласив журналистов - это еще не значит проводить социально полезную работу. Это только часть, при том не основная.
Социальная работа это то, что делается ежедневно. И для этого нужны, в том числе, финансовые средства, именно с этой целью и надо создавать махаллю нового типа. Ведь нуждающиеся должны чувствовать заботу о себе буквально каждый день. Проводить образовательные курсы, посещать их на дому, решать их повседневные проблемы вот в чем выражается социальная работа. Более того, сама пропаганда социально ориентированной деятельности это тоже часть работы, которая должны вестись мусульманами. Повторю нам необходимо разрабатывать доктрину социального служения.
- А кто это должен делать?
- Наши мусульманские ученые, мусульманская интеллигенция. Неслучайно ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин постоянно говорит о необходимости формирования мусульманской интеллигенции. Я полностью с ним согласен. Конечно, возрождать и изучать наше дореволюционное наследие надо, но еще более актуально, чтобы у нас появилась своя плеяда современных богословов и ученых. Нам нужна современная идеология.
Следование Корану и Сунне, а также наши адаты, все это является частью того, что мы называем традиционным для татар исламом. Но этого мало. Необходимы ответы на вызовы современности. Это большая работа. И ею должны заниматься молодые мусульмане. Теория и практика должны быть связаны.
Различные секты привлекают в свои ряды молодежь именно через манипулирование социальными проблемами, у них у всех (как у мусульманских, так и христианских сект) очень продуманная социальная программа, умные теоретики и натренированные проповедники. В этом отношении мы проигрываем, традиционными российскими мусульманскими проповедниками это поле недооценено.
- Проблема выработки современной адекватной идеологии развития мусульманского сообщества Татарстана и его взаимодействия с государством сейчас крайне актуальна. Куда нам двигаться?
- Недавно я смотрел передачу по телевидению, где один московский политолог рассуждал о том, что татар необходимо направить по пути западной секулярной культуры, отгородить их от ислама и т.д. Такие рассуждения у меня вызывают недоумение. Во-первых, мы татары сами можем решать свои вопросы, без вмешательства посторонних острословов. Во-вторых, меня удивляет, когда нам говорят про современное светское секулярное общество и в качестве примера ставят страны Запада. Почему мы всегда должны брать в пример западную модель? Что она с собой принесла в наше общество?
Чем характеризуются современные западные общества? Можно ответить по порядку: демографической ямой, из-за чего европейцы исчезают физически; кризисом института семьи, так как в брак стараются вступать как можно позже, а большинство семей распадается; легализацией однополых браков и гей-парадами; алкоголизацией населения; легализацией наркотиков и т.д.
Иногда мне кажется, что те, кто призывают нас воспроизводить западную секулярную модель являются латентными самоубийцами. Ну как можно желать своему обществу идеологии, которая в течении 3-4 поколений приведет к его физическому исчезновению или деградации? Неужели нам нужен этот культ гедонизма, наплевательского отношения друг к другу, который царит на Западе? Какой толк от развитых западных технологий, науки, медицины и принципов демократии, если сами носители всего этого находятся в духовном кризисе и через несколько десятилетий исчезнут как популяция? Мы хотим себе такой же участи?
Наша страна и без того находится в глубокой демографической яме, которая приведет к тому, что через несколько поколений коренных народов России станет вдвое меньше. У нас и так 60 процентов браков распадается в первые 2 года совместной жизни. Я молчу про ужасающие цифры наркомании и алкоголизма. Куда еще дальше? И на фоне всего этого нас упорно пытаются отдалить от религии, от наших духовных и морально-нравственных корней. А какая альтернатива?
- И что нам в этой ситуации делать?
Искать свой путь. Хотя далеко в этом поиске идти не надо. В нашей стране есть традиционные религии и на них в вопросах духовно-нравственного возрождения и надо опираться. В Европе церкви под ночные клубы сдают. Мы тоже хотим этого у себя?
Да, нам необходимо и дальше развивать науки и технологии, но при этом необходимо не забывать и о душе. Наша духовность имеет многовековую традицию и надо на нее опираться.
- Однако сейчас любой интерес молодежи к исламу пытаются заклеймить словом исламизация.
Я не очень понимаю, что значит это слово. Если мы говорим о росте экстремизма и радикализма это одно, но простое обращение молодежи к религии, к исламу это положительная тенденция и никакого отношения к радикализации это не имеет. Если человек читает намаз, не пьет алкоголь, создает семью, честно трудится, то это счастье для общества и государства. Мы хотим модернизацию? Так вот именно с исламской этикой и возможно осуществить модернизацию сейчас! Ну не с пьющей же и гулящей молодежью, чей весь интерес в развлечении и гламуре, осуществлять модернизацию!
Традиционная духовность это двигатель прогресса. Без протестантизма не было бы западного капитализма, без конфуцианской этики не было китайского чуда. Турецкое и малазийское развитие строится на честном и добросовестном труде мусульман. Люди, которые мечтают только о красивой жизни, кокаине в ночных клубах и гламурных вечеринках не будут двигать общество вперед. Это же очевидно.
Нравственная девушка в платке, которая воспитывает здоровое поколение, для будущего страны это не угроза, а наоборот. Чего не скажешь о полураздетых дамах, которые заполняют ночные клубы, пьют, курят и морально опускаются. У нас выдумали проблему хиджаба, хотя главная проблема в том, что наша женщины прилюдно оголяются и морально разлагаются. Но это никого не волнует.
- Каково место мусульман в современной России?
- Мусульмане в России могут стать опорой российской нации. Они носители того здорового духовного и физического начала, который необходим России. Пассионарность мусульман очевидна, у них есть идеология, есть строгие ценностные и моральные принципы. В сочетании с освоением наук и технологий это может привести к духовному возрождению страны. Оценив тот большой потенциал, который имеется у мусульман, Россия может снова стать великой державой.
И не надо бояться роста численности и влияния мусульман. Самый примитивный путь – воспринимать рост ислама как угрозу для России или же для православия. Однако, все, ровно наоборот. Религиозность мусульман может подтолкнуть православных к еще большему интересу к своей религии. Таким образом, мусульмане могут быть примером и стимулом для возрождения духовности всех традиционных конфессий страны.
Об исламе и росте количества мусульмане надо говорить не как об угрозе, а как о возможности. Мусульмане, которые чувствуют, что являются в своей стране не второстепенными «младшими» братьями, а совершенно равноправными и уважаемыми гражданами, являются для России самыми большими патриотами, самыми верными и бескорыстными сынами. Если же им будет навязываться сценарий, низводящий их до ролей терпимого меньшинства, который пропагандируют некоторые недальновидные реакционные круги, то ситуация в стране может только усугубиться.
Самое главное для нас сейчас добиться гармоничного развития мусульманского сообщества. В лояльности государству и мирному и созидательному взаимодействию с другими членами общества.
Беседовал Султан Ахметов