Общероссийское
информационное агентство мусульман
27
Суббота
апреля
news agency
of Muslims of Russian Federation

Современная наука и знание о сокровенном. Часть первая

Дата: 23.06.2017 Версия для печати
Современная наука и знание о сокровенном. Часть первая

Мнение авторитетного богослова Мухаммада Саида Рамадана аль-Буты о соотношении современной науки и скрытого, сокровенного знания.

Наука и сокровенное

Издавна начался и до сих пор продолжается спор между поборниками науки в современном ее понимании и между людьми, ревностно защищающими исламское вероучение от всякого рода ложных примесей. Спор касается тех вопросов, познание которых человеком посредством чувств было сокрыто вуалью сокровенности. Однако, как кажется, позднее наука смогла приоткрыть завесу тайны и подчинить оное чувствам человека.

Как же согласовать то, в чем мы убеждены и во что верим, полагаясь на ясные аяты Корана, с навязчивыми научными фактами, от которых никуда не деться?

Считаю, что в Книге Великого и Могучего Аллаха есть аят, положивший конец всем этим спорам и распрям, заключивший мировое соглашение между подлинной наукой и правильной верой. Более того, этот аят подтвердил извечный мир, установленный между подлинной наукой и правильной верой, с призывом к которой приходили пророки и посланники.

В этом аяте Аллах Всевышний сказал следующее:

«У Него – ключи к сокровенному! Знает о них только Он. Знает Он все, что на суше и в море. И нет ни зернышка во мраке земли, ни чего-либо влажного или сухого, о чем бы не было [сказано] в ясной книге» (Сура 6 «Скот», аят 59).

Каким образом этот аят прекратил споры?

Если мы поразмыслим над началом этого аята, то обнаружим два утверждения, в которых говорится, что владеет ключами к сокровенному только Великий и Могучий Аллах. В первом утверждении «У Него – ключи к сокровенному», - то есть ни у кого кроме Него, это делается путем препозиции сказуемого (хабар) и постпозиции подлежащего (мубтада), что, как известно, является способом ограничения (по правилам арабского языка – прим. переводчика). Второе утверждение «Знает о них только Он» поясняет и подтверждает первое утверждение.

Здесь важно понять, что местоимение в словах «Знает о них только Он» относится к ключам, но не к сокровенному. В аяте говорится: «У Него – ключи к сокровенному», и не знает об этих ключах никто, кроме Великого и Могучего Аллаха.

Это заключение несет в себе глубокий смысл, над которым необходимо задуматься, чтобы понять, как наука и вера изначально очень тесно связаны друг с другом.

Какая разница между сокровенным и ключами к нему?

Сокровенное – это все то, что не произошло, но по предположению человека, который полагается на определенные признаки, произойдет. Например, человек прогнозирует понижение температуры вследствие воздушной массы, движение которой он увидел. Прогнозирует выпадение осадков в какой-либо местности, основываясь на убедительных доказательствах. Врач предполагает, что у беременной женщины родится мальчик, основываясь на показателях хромосом. Человек предполагает излечение после принятия лекарства, и даже сгорание сухой травы при попадании ее в огонь. Все это является сокровенным.

Почему? Потому что все эти вещи пока не произошли, их материализация только предполагается. А заставляет нас предполагать вышеизложенное эмпирическое знание, на которое мы опираемся. Эмпирическое знание довольно широко используется во всем мире.

Что же имеется в виду под ключами к сокровенному?

Под ключами к сокровенному, несомненно, имеется в виду законы сокровенного, то есть скрывающаяся за предполагаемыми событиями сила воздействия.

К примеру, что влияет на воздушную массу, движущуюся из одного места в другое? Мы наблюдаем за этой воздушной массой, однако согласно какому закону она движется, рассеивается или неподвижно находится на одном месте? Основываясь на неких признаках, мы можем определить мужской пол зародыша в утробе, но откуда появилась взаимосвязь между признаками мужского пола в хромосомах и предполагаемым результатом. Мы предполагаем, и даже, наверное, знаем, что принятие лекарства приводит к излечению, принятие яда к смерти. Тем не менее, что является источником силы воздействия заложенной во взаимосвязи лекарства и его эффекта? Что является источником скрытой связи между ядом и его эффектом?

Вот об этом и говорится в божественном откровении словом «Ключи» - ключи к сокровенному. Следовательно, теперь мы понимаем причину, по которой Великий и Могучий Аллах умолчал, если можно так выразиться, о тех сокровенных вещах, которые Он привел в пример в аяте, сосредоточив внимание на том, что знанием о ключах к сокровенному обладает только Он.

Так в чем же заключается смысл всего того, что было подробно изложено выше?

Вышеизложенное является своего рода предупреждением всем тем, кто сковал свое мировоззрение в рамках таких понятий как «природа» или «материя»; тем, кто видя внешний эффект материи, приписывает ей силу воздействия; приписывает лекарству силу исцеления, огню силу сжигания, хромосомам силу определения рода и т.д.

Божественное откровение отвечает таким людям, как бы говоря им: вы с легкостью можете прогнозировать то, что еще не случилось (сокровенное), если пойдете научным путем. Однако не забывайте, что сила воздействия не заключается в самих прогнозируемых вещах. В действительности эти природные явления происходят по Моему велению, и поэтому Мне лучше знать как ими распорядиться! Вы вправе предполагать, что эта воздушная масса, направляющаяся на север, достигнет определенной местности через ограниченное время. Однако не забывайте, что движение этой массы подчиняется власти «ключей» принадлежащих Мне. И поэтому Я решаю двигаться ли ей, остановиться или рассеяться.

Чтобы понять то к чему нас наставляет Коран, необходимо привести, вероятно, следующий простой пример. Представим, что мы наблюдаем за плывущим по морю гигантским кораблем, который направляется к определенному берегу. Основываясь на увиденном движении корабля, мы можем предположить, что судно достигнет берега через, допустим, три часа.

Однако, сообразительный и сознательный человек знает, что корабль движется не автоматически. Ибо на нем находится капитан в руках которого «ключи» управления судном, он решает в какую сторону направить корабль. Быть может, ему придет в голову остановить корабль на месте или направить его в другую сторону.

Это пример из нашей жизни. Пример в отношении нас, людей. Теперь давайте вспомним, что Всемогущий Аллах – Творец небес и Земли, Создатель причин и следствий, Который соединяет их в связь, которую мы видим только по ее результату.

И все-таки, каков итог вышесказанного?

Продолжение следует

Кто такой Мухаммад Саид Рамадан аль-Буты

Мухаммад Саид Рамадан аль-Буты (1929-2013) – мусульманский богослов из Сирии. Доктор философии, суннит, шафиит, ашарит. Автор более 60 трудов в области исламского права, исламского вероучения, исламской этики, тасаввуфа, философии, социологии и др., в том числе «Аль-Хикам аль-Атаийа: шарх ва тахлиль», «Кубра аль-йакинийат аль-каунийа», «Аль-Лямазхабийа» (переведена на русский язык под названием «Путь размечен - Безмазхабность»), «Ас-саляфийа» (переведена на русский язык под названием «Салафия»), «Фикх ас-сира ан-набавийа».

Родился в 1929 году в деревне Джилка (о. Бутан) в Турции и уже в четыре года вместе с отцом иммигрировал в Сирию (Дамаск). По окончании медресе продолжил учёбу в Дамасском университете. Выпускник шариатского факультета Университета Аль-Азхар (1955 г.). С 1960 г. был деканом шариатского факультета Дамасского университета. Он также являлся членом королевского Общества исламской цивилизации (Иордания) и членом Высшего совета Оксфордского университета (Великобритания). Свободно говорил на арабском, турецком и курдском языках, а также неплохо говорил на английском языке. Рамадан аль-Буты читал лекции и проводил пятничные проповеди в дамасской мечети Омейядов. Занимал должность президента Союза улемов Шама (Леванта).

Во время гражданской войны в Сирии Рамадан аль-Буты считал, что насильственная смена государственной власти приведёт к антиреволюционной волне, как это происходило в Египте и Тунисе. Он призывал восставших к диалогу с действующей властью и отказу от насилия, как единственно возможного варианта развития сирийской революции.

21 марта 2013 года в дамасской мечети «аль-Иман» террорист-смертник совершил взрыв, в результате которого погибло 49 человек, в том числе и Мухаммад Саид Рамадан аль-Буты. Теракт осудили президент Сирии Башар Асад и лидер сирийской оппозиции Ахмед Муаз аль-Хатиб. Похоронен 23 марта рядом с могилой предводителя мусульман Салахуддина аль-Айюби. Погребальная молитва была совершена в Омейядской мечети.

Фото с последнего урока Рамадана аль-Буты Фото с последнего урока Рамадана аль-Буты в мечети аль-Иман перед взрывом, в результате которого шейх погиб. Фото из Wikipedia

Коран, который лежал перед Рамаданом аль-Буты Коран, который лежал перед Рамаданом аль-Буты во время теракта в мечети. На страницах видны следы крови шейха. Фото из Wikipedia

Роман Зиякаев


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Уход за пальчиками б...
Комментариев: 9


Забвение языка, традиций приводит нас к глобализации.


В аптеках всегда можно найти детское любимое лакомство как гематоген. Это не только полезное, а главное вкусное лекарство. В том виде, в котором мы сегодня с вами знаем гематоген, появился после 1917 года.
Комментариев: 2

В стенах благотворительного фонда «Ярдам-Помощь...


«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1436

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф