В связи с тем, что одной из задач фикха является дать правовую оценку действиям человека с точки зрения шариата – например, оставление молитвы, или наоборот, охарактеризовать ту или иную шариатскую норму – например, совершение пятикратной молитвы, согласно ханафитского мазхаба дела делят на следующие понятия
Фард – обязательное для исполнения религиозное предписание, повеление Аллаха которое выражается в ясных и бесспорных доказательствах из Корана и Сунны. К таким предписанным обязанностям [фард] относятся, ежедневная пятикратная молитва, соблюдение поста в месяц Рамадан, совершение хаджа и так далее. Согласно исламскому вероучению, тот, кто соблюдает фард, делает богоугодное дело, а кто не соблюдает, тот заслуживает гнев Аллаха, а человек, который сознательно отрицает установленные Аллахом предписания, выходит из ислама, то есть становится вероотступником.
Существует два вида фарда: 1. Фард аль-‘айн – это персональная обязанность, т.е. предписание, которое является обязательным для каждого мусульманина – например, это совершение ежедневной пятикратной молитвы или соблюдение поста в месяц Рамадан.
2. Фард аль-кифая – коллективная обязанность, т.е. предписание, которое является обязательным для мусульман в целом, для мусульманской общины, и если достаточное количество мусульман занимается выполнением этой обязанности, то остальные мусульмане освобождаются от неё, примером этого является совершение погребально молитвы – аль-джаназа.
Ваджиб – шариатский термин, означающий необходимость исполнения той или иной религиозной обязанности, и в ханафитском мазхабе это деяние, выполнение которого обязательно. В то же время эта обязательность не так явно обоснована в Коране и Сунне, как действия, попадающие под категорию фард. Ваджиб основан на предписании, которое с точки зрения его весомости слабее, чем доказательство, на котором основывается фард. Зачастую оно основано на т. н. хадис аль-аха́д, фард же основывается только на аятах Корана, хадисах-мутаватир и хадисах-машхур. Выполнение ваджиба это богоугодное дело, а невыполнение – грех, однако одним из принципиальных отличий между фард и ваджиб является то, что отрицание фарда делает человека неверным и выводит его из Ислама, а отрицание ваджиба к этим последствиям не приводит. Примерами ваджиба являются заклание жертвенного животного, совершение молитвы витр, чтение «Открывающая Книгу» в молитве.
Сунна – (от арабск. «способ», «привычный путь», «следование») – слова, дела, невысказанные одобрения, нравственные качества Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, известные из сообщений очевидцев.
Наряду с Кораном Сунна является первоисточником ислама и шариата, и следование Сунне в этом смысле является обязанностью каждого мусульманина.
Сунна с точки зрения её источников бывает четырёх видов: 1. Это различные высказывания Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приводимые в хадисах (арабск. ас-сунна аль-каулийа).
2. Это поступки, совершенные Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и являющиеся примером для всех мусульман (арабск. ас-сунна аль-фи’лийа).
3. Это молчаливое одобрение Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, слов и дел его сподвижников, что расценивается как разрешение подобных действий (арабск. ат-такрир).
4. Это описание внешних качеств и образа действия Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует (ас-сыфа).
Сунна муаккада – букв. «утверждённая сунна», близка к понятию ваджиб, это действия, которые Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, обычно всегда исполнял, и соответственно данную разновидность сунны нужно исполнять, хотя при пропуске действий возмещать их не требуется.
Мустахабб – (или сунна гайр муаккада) – богоугодные деяния, которые Пророк совершал нерегулярно, например, дополнительная молитва, предшествующая обязательной ночной молитве, два ракаата молитвы после омовения и тому подобное.
Мубах – разрешённые деяния, совершение которых не предписывается, но и не запрещается шариатом. Если действие, относящееся к категории мубах, совершено с благими намерениями, то оно расценивается как богоугодный поступок. Примером мубаха являются еда, питье, сон и т. д.
Макрух танзихи – нежелательное действие, действие, совершенное не в соответствии с Сунной; сравнительно лёгкий вид нежелательного действия, за совершение которого не следует наказания. Данный вид нежелательных действий относится к некатегоричным запретам Сунны, в частности к этой категории относится посещение мечети человеком, который поел лук или чеснок.
Макрух тахрими – какое-либо действие, совершение которого очень нежелательно и близко к запретному (харам), и его порицаемость доказывается очевидным подтверждением из Корана или Сунны; Сознательное совершение чего либо, относящемуся к категории макрух тахрими – грех, а воздержание от него – богоугодное дело. В то же время отрицание порицаемости чего либо, относящегося к макрух тахрими не выводит человека из ислама. Примером является сознательное оставление молитвы витр.
Харам – категорически запрещённые действия. Совершающего харам (запретное) – если человек не раскается – ожидает строгое наказание в Судный день, кроме того, за некоторые запрещённые действия наказание может быть назначено шариатским судьёй и в этой жизни. Примерами действий, относящихся к категории харам, являются оставление предписанной молитвы, убийство невинного человека, употребление спиртного, свинины, воровство, прелюбодеяние и так далее. Кроме деяний, к этой категории относятся и высказывания, например, слова, являющиеся проявлением неверия, брань и так далее. Отрицание запретности, когда человек говорит, что это дозволено автоматически выводит человека из ислама и делает его неверным, такому человеку нужно раскаяться и заново принять ислам.
Переведено специально для «Инфо-Ислам», подготовил Тимур Шарафиев