В последнее время в мусульманской умме Татарстана наметились тенденции, которые можно назвать «ужасающими». Молодое поколение мусульман, начитавшись нескольких книг по мусульманскому праву и хадисам, раздают фетвы и начинают поучать - следует ли следовать тому или иному ученому. Это пагубное явление для ислама в целом очень тревожит мусульманских ученых современности, ибо просто так никто не имеет давать какие-либо решения, так как есть огромная вероятность дать его неправильно. А чтобы давать фетвы, необходимо обладать определенными знаниями.
Кто такой муджтахид? С точки зрения исламской терминологии муджтахид – это тот ученый, который в состоянии выносить решения по важным вопросам фикха. Сам же фикх – это глубокое понимание учений о правилах поведения мусульман и его действий. По традиции, муджтахидами считаются все сподвижники пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего, и их ближайшие последователи, через которых последующие поколение мусульман получало правовые знания, а также факихи первых веков ислама, сыгравшие важную роль в формировании наук шариата. Начиная со второй половины восьмого века, муджтахидами стали называть основателей правовых школ-мазхабов и их последователей, разрабатывавших их методы.
Сегодня муджтахидом является тот, кто обладает следующими знаниями и качествами:
- Знание Аятов и Хадисов, разъясняющих вопросы фикха;
- Знание общих и специальных законов;
- Знание абсолютных и ограниченных (т.е. связанных с каким-либо условием) законов;
- Знание отменяющих (насих) и отмененных (мансух) законов;
- Знание цепочки, по которой переданы Хадисы «ахкам», и биографий людей, которые их передали;
- Знание законов, единогласно принятых всеми муджтахидами, и знание того, о чем они не договорились, опасаясь нарушения законов, принятых единогласно ранее;
- Очень хорошее владение арабским языком, на котором говорили арабы во времена Пророка, мир ему, и на котором был ниспослан Коран;
- Знание основ Веры;
- Богобоязненность, благочестие и высокий уровень мышления;
- Знание наизусть Аятов и Хадисов «ахкам».
Разделения муджтахидов Муджтахиды подразделяют на следующие категории:
1. Муджтахиды имеющие право на независимое вынесение любых решений. Это высшая категория муджтахидов, к которым относятся основатели четырех суннитских правовых школ - Абу Ханифа, Малик ибн Анас, Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии и Ахмад ибн Ханбаль.
2. Муджтахиды, которые не обладают правом на вынесение независимых от муджтахидов первой категории суждений. Это муджтахиды, которые развивают то или иное направление мусульманского права или вероучения в пределах методов какой-нибудь школы. К такой категории муджтахидов относились из ханафитов - Абу Йусуф, Мухаммад, Зуфар; из маликитов - Ибн Касим, Ашхаб; из шафиитов - аль-Бувайти, аль-Музани; из ханбалитов Абу Бакр аль-Асрам, Абу Бакр аль-Марвази.
3. Муджтахиды, которые ведут исследование по каким-либо вопросам, которые не затрагивал основатели мазхаба. Например, из ханафитов к ним относятся аль-Хассаф, ат-Тахави, аш-Шарахси; из маликитов - аль-Абхари, Ибн Абу Зейд аль-Кайравани; из шафиитов - аль-Маварди, Ибн Хузейма; из ханбалитов - Кади Абу Йала, Кади ибн Али ибн Муса.
4. Муджтахиды, которые обладают правом вынесения предпочтительных решений из среды различных мнений по разным вопросам, которые восходят к основателям мазхабов и их ученикам. Например, у ханафитов к этой категории относится аль-Кудури; у маликитов - Аллама Халиль; у шафиитов ан-Навави; у ханбалитов - аль-Кади Ала ад-Дин аль-Мирдави.
Подготовил Тимур Шарафиев