Одна из резкой критики, которая звучит из уст молодых мусульман, не разбирающихся в тонкостях всех наук ислама, в сторону Абу Ханифы, так это то, что он не был силён в хадисах.
На чём зиждутся их суждения, по-видимому, они и сами не осознают. Так как толком не изучали роль Абу Ханифы в науке по хадисам. И главный аргумент не в их пользу – тот факт, что существует единогласное мнение ученых (иджма) в том, что Абу Ханифа был муджтахидом и факихом, формулирующим самостоятельное решение в юридических или богословских вопросах, основанных на толковании и применении четырех Основ (Усуль) – Корана, Хадиса, Иджма - консенсуса ученых и Кыяса (примера по аналогии). Абу Ханифа был не просто муджтахидом, он был муджтахидом высокого ранга - «Муджтахид мутлак» то есть - абсолютным муджтахидом.
Читайте также: Что нужно знать о ханафитском мазхабе
С учеными не поспоришь!
Существует много преданий о том, какова роль Абу Ханифы была в науке по хадисам. Приведем некоторые доказательства.
Абдуллах ибн аль-Мубарак, известный ученый по хадисам и имам первых поколений мусульман говорил: «Если бы Аллах не помог бы мне в знакомстве с Абу Ханифой и Суфьяном, я бы был как и все остальные люди». В другом своем изречении, он благодарит Аллаха за возможность учится у Абу Ханифы и Суфьяна ас-Саури, таким образом, он поднимает имама Агзама от обычной массы людей, делая его одним из великих ученых прошлого.
Яхья ибн Маин, передает от своего учителя Яхья ибн Саида аль-Каттана, что он говорил: «Мы не слышали лучших мнений, чем мнения Абу Ханифы и мы берем большинство из его мнений».
Имам Джарха и Тагдиля в науке по хадисам, то есть знание того, что передается в отношении надежности отдельных передатчиков хадисов Яхья ибн Саид аль-Каттан говорил: «Клянусь Аллахом, Имам Абу Ханифа самый знающий человек из этой Уммы в том что пришло от Аллаха и Его посланника».
С историей не поспоришь!
Чтобы понять вес мнений, которые мы привели выше, обратимся к истории и узнаем кем был Яхья ибн Саид аль-Каттан. Три великих ученых ислама - Яхья ибн Маин, Ахмад ибн Ханбаль и Али ибн аль-Мадини), которые были учителями имама аль-Бухари стояли перед Яхья аль-Каттаном как студенты, пытаясь получить знания у этого великого человека. Именно к ним имам аль-Бухари относил свой «Сахих», чтобы они могли его проверить, после того, как книга по хадисам была собрана. Зная факты из истории, которые опираются на достоверные источники, можно и дальше спорить, но эти факты будут всегда свидетельствовать против молодых мусульман, доказывающих неправоту Абу Ханифы и знающих от силы десяток хадисов наизусть.
В 150 году хиджры, когда весть о кончине Абу Ханифы дошла до Ибн Джурейджа, одного из известнейших мухаддисов (учёного по хадисам) прошлого, он сказал: «Ушли знания». Когда весть о кончине имама Абу Ханифы дошла до другого учёного Шугбы, то он сказал: «Все мы от Аллаха и к Нему наше возвращение» и добавил: «Свет знаний погашен для Куфы. Теперь они не смогут увидеть кого-либо на подобии его когда-либо». Надо понимать, что Куфа тех дней была одной из цитаделей исламских знаний. И когда ибн Джурейдж и Шугба высказали своё мнение об Абу Ханифе, то они хотели сказать, что таким путем ушли знания, имея ввиду знания в хадисах.
Переведено специально для «Инфо-Ислам», подготовлено в виде статьи Тимуром Шарафиевым