Саид ибн Амир – человек, который приобрёл Будущую жизнь своей земной жизнью, отдав предпочтение Аллаху и Его Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, перед всеми другими
Из высказываний историков
Саид ибн Амир аль-Джумахи был одним из тысяч юношей, которые пришли в район ат-Таньим близ Мекки по призыву курайшитских вождей, чтобы присутствовать при расправе над одним из сподвижников Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, Хубайбом ибн Ади, вероломно захваченным в плен.
Его кипучая, полная энергии молодость позволила ему, находясь в процессии, протиснуться к шествовавшим в первых рядах шейхам курайшитов, таким, как Абу Суфьян ибн Харб и Сафван ибн Умайа.
Это позволило Саиду увидеть самого пленника курайшитов, закованного в кандалы, толкаемого руками женщин, детей и молодежи к месту казни, чтобы тем самым отомстить Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, и убийством Хубайба отплатить за убитых в битве при Бадре курайшитов.
Когда плотная толпа людей с пленником подошла к месту, подготовленному для казни, юноша Саид ибн Амир аль-Джумахи, благодаря своему высокому росту увидел Хубайба, подходящего к помосту для распятия. Сквозь шум и крики женщин и детей Саид услышал его твердый спокойный голос:
– Если можете, то позвольте мне перед смертью совершить намаз в два раката...
Саид наблюдал, как Хубайб встал лицом к Каабе и совершил молитву. “Как же прекрасна и совершенна была эта молитва!” – подумал он. Затем Саид увидел, как, повернувшись в сторону курайшитских вождей, Хубайб сказал:
– Клянусь Аллахом, если бы вы не подумали, что я затягиваю намаз из боязни смерти, то я бы молился дольше...
Саид собственными глазами увидел, как люди его племени начали терзать Хубайба, буквально отрывая один за другим куски его тела. При этом они кричали Хубайбу:
– Хотел бы ты видеть на своем месте Мухаммада, а себя спасенным?
Истекая кровью, Хубайб отвечал:
– Клянусь Аллахом, не хотел бы я сейчас находиться в семье среди детей спокойно и в безопасности, и дать уколоть Мухаммада хотя бы одной колючкой вместо меня.
Люди воздевали руки, и ширился рев толпы:
– Убейте его! Убейте его!
Затем Саид ибн Амир увидел, как Хубайб поднял взор к небу с помоста для распятия и произнес:
– О Аллах! Сокращай их число и убивай поодиночке, не оставляя ни одного из них!
После этого Хубайб испустил дух от несчетных ран на теле от мечей и копий.
* * *
Курайшиты вернулись в Мекку и в водовороте важных событий забыли о Хубайбе и его гибели. Однако из головы взрослеющего Саида ибн Амира ни на мгновение не уходил образ Хубайба. Когда он спал, то видел его во сне. Наяву он грезил Хубайбом, и Саиду казалось, что он видит его, спокойно и уверенно совершающим свой последний намаз в два раката перед помостом для распятия. В ушах Саида звучал голос Хубайба, взывающего к Аллаху против курайшитов. Саид боялся, что его поразит молния или камень с небес.
Хубайб научил Саида тому, чего он раньше не знал... Он научил его тому, что истинная жизнь – это вероубеждение человека и Джихад во имя этого вероубеждения вплоть до самой смерти. Он научил его также тому, что нерушимая вера способна творить чудеса и делать невозможное.
Хубайб научил его также тому, что человек, которого столь беззаветно любят его сторонники, является никем иным, как Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, получающим помощь с Небес.
Вот здесь-то и открыл Аллах грудь Саида ибн Амира для Ислама. Встав посреди большой группы людей, Саид объявил о своей непричастности к преступлениям и грехам курайшитов. Он провозгласил также отказ от поклонения их идолам и истуканам, и свое принятие религии Аллаха.
* * *
Переселившись в Медину, Саид ибн Амир не разлучался с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, участвовал с ним в битве при Хайбаре и в последующих походах.
Когда благородный Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ушёл к своему Господу, оставаясь довольным Саидом, последний остался после него разящим мечом в руках обоих халифов Абу Бакра и Умара, да будет Аллах доволен ими. Саид был уникальным и выдающимся образцом истинного верующего, который приобрел Будущую жизнь своей земной жизнью. Благосклонность Аллаха и Его награду он ставил выше душевных порывов и телесных потребностей.
* * *
Оба халифа Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, знали правдивость и праведность Саида ибн Амира. Они прислушивались к его советам и высказываниям.
Как только Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, стал халифом, Саид пришел к нему и сказал:
– О Умар, советую тебе бояться Аллаха в отношениях с людьми и не бояться людей в отношениях с Аллахом. Советую также, чтобы твои слова не расходились с делами. А ведь лучшие слова те, которые подкрепляются делами...
О Умар! Повернись лицом к тем дальним и близким мусульманам, чьи дела поручил вести тебе Аллах. Пожелай им того, чего ты желаешь себе и своим домочадцам. Всегда и везде не боясь трудностей, стремись к истине и не бойся пред Аллахом упрека порицающего.
Умар воскликнул:
– Кто же может это, о Саид?!
Он ответил:
– Это может человек, подобный тебе, из тех, кого Аллах уполномочил вести дела Уммы Мухаммада. И нет никого между этим человеком и Аллахом.
* * *
Умар ибн аль-Хаттаб тут же призвал Саида помогать ему и сказал:
– О Саид! Я назначаю тебя руководить жителями Хомса.
Саид воскликнул:
– О Умар! Заклинаю тебя Аллахом, не сбивай меня и не соблазняй меня!
Раздосадованный Умар сказал:
– Горе вам! Повесили вы мне на шею это дело (халифат), а затем отреклись от меня! Не оставлю тебя, – сказал Умар и назначил его правителем Хомса.
Затем он спросил:
– Не назначить ли нам тебе паёк?
Саид ответил:
– А что мне с ним делать, о правитель правоверных?! То, что я получаю из общественной казны, превышает мои потребности.
После этого он отправился в Хомс.
Прошло немного времени, и к правителю правоверных прибыли из Хомса несколько человек, которым он доверял. Он попросил их:
– Напишите мне, пожалуйста, список ваших бедняков, чтобы я мог помочь им в их нуждах.
Когда список принесли Умару, то среди других он обнаружил Саида ибн Амира.
– Какой же это Саид ибн Амир?! – спросил Умар.
Люди ответили:
– Это наш руководитель.
Умар переспросил:
– Как, ваш руководитель – бедняк?!
Люди ответили:
– Да. Клянёмся Аллахом, вот уже много дней в его доме не горит очаг.
Умар так разрыдался, что от слез, его борода стала мокрой. Взяв тысячу динаров, он положил их в кошель и сказал:
– Передавайте ему привет от меня и скажите: “Правитель правоверных послал тебе эти деньги, чтобы ты использовал их на свои нужды”.
* * *
С кошелем делегация пришла к Саиду. Заглянув вовнутрь кошеля и увидев там динары, Саид оттолкнул его от себя со словами:
– Инна лиллахи ва инна илайхи раджиун (“Истинно, мы принадлежим Аллаху, истинно к Нему и возвращаемся” – слова, произносимые при несчастье, бедствии. – Ред.) Это было сказано таким образом, будто его постигла беда, или в доме случилось несчастье. Обеспокоенная жена Саида вскочила с места и спросила его:
– Что случилось с тобой, Саид?! В чем дело? Неужели умер Повелитель правоверных?!
Саид ответил:
– Случилось нечто более серьезное, чем это.
Жена воскликнула:
– Неужели мусульмане потерпели поражение в бою?!
Саид ответил:
– Нет, случилось нечто ещё более серьезное, чем это.
– Что же это такое? Что может быть хуже этого? – спросила жена.
– Ко мне подступили мирские соблазны. В мой дом вселилась смута, совращающая меня, – ответил Саид.
– Ну, так покончи с этим, – сказала жена. Она ещё ничего не знала о динарах.
– Ты поможешь мне сделать это? – спросил Саид.
– Да, – ответила жена. Саид разложил динары по кошелькам и раздал их бедным мусульманам.
* * *
Вскоре после этого Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, прибыл в аш-Шам, чтобы там лично ознакомиться с положением населения. Он остановился в Хомсе, который был широко известен под названием “маленькая Куфа” (Кувайфа).
Дело в том, что жители Хомса так же часто жаловались на наместников и правителей, как и куфийцы. К Умару пришли представители жителей Хомса, чтобы поприветствовать его. Он спросил их:
– Ну, как вы находите вашего амира?
Люди нажаловались Умару на Саида, упомянув четыре его деяния, каждое из которых было серьёзнее других.
Умар, да будет доволен им Аллах, рассказывал:
“Я собрал у себя Саида и этих людей, взывая к Аллаху, чтобы Он не изменил моё мнение о Саиде, так как я очень верил ему. Когда люди вместе со своим амиром предстали передо мной, я спросил:
– В чём же вы жалуетесь на вашего амира?
Они ответили:
– Он не выходит к нам, пока не наступит разгар дня.
Я спросил:
– Что ты скажешь по этому поводу, Саид?
Немного помолчав, он ответил:
– Клянусь Аллахом, мне очень не хотелось бы говорить об этом, но если уж это необходимо, то дело в том, что у моих домочадцев нет слуги. Поэтому каждое утро я замешиваю тесто для семьи, а затем жду, пока оно не поднимется. После этого я пеку для всех лепёшки, совершаю омовение и затем выхожу к людям.
Умар продолжал:
Я спросил их:
– Какие ещё есть жалобы на него?
Люди отвечали:
– Ночью никто не может добиться от него ответа.
Я спросил:
– А что ты скажешь об этом, Саид?
Он ответил:
– И об этом мне не хотелось бы говорить, клянусь Аллахом. Тем не менее, скажу, что день я предназначил для людей, а ночь посвящаю Всемогущему Аллаху.
Я спросил:
– На что ещё вы жалуетесь?
Они ответили:
– Один день в месяц он вообще не выходит к нам.
Я спросил:
– А это почему, Саид?
Он ответил:
– У меня нет слуги, о повелитель правоверных, и одежда у меня только та, которую я ношу. Раз в месяц я её стираю и жду, пока она высохнет, а затем в конце дня выхожу к людям.
Я опять спросил людей:
– Ещё какие у вас жалобы на Саида?
Люди ответили:
– Иногда он впадает в бессознательное состояние и отсутствует на заседаниях совета.
Я спросил:
– А это что такое, Саид?
Он ответил:
– Я был свидетелем гибели Хубайба ибн Ади, когда был язычником. Я видел, как курайшиты терзали его со словами: “Хотел бы ты, чтобы на твоем месте был Мухаммад?” Хубайб отвечал им: “Клянусь Аллахом, мне не хотелось бы быть в безопасности среди своих родных вместе со своими детьми, в то время как Мухаммада укололи бы шипом”... Стоит мне только вспомнить этот день, и как я оставил Хубайба без помощи, как я тут же начинаю думать, что Аллах не простит мне этого, а затем впадаю в бессознательное состояние”.
После этого Умар воскликнул:
– Хвала Аллаху, что Он не изменил мое мнение о нём!
Затем Умар послал Саиду тысячу динаров, чтобы он потратил их на свои нужды. Когда эти деньги увидела его жена, она сказала Саиду:
– Хвала Аллаху, Который послал нам это. Купи же нам продуктов и найми слугу.
Саид ответил жене:
– А не желаешь ли ты сделать нечто лучшее, чем это?
– А что же именно? – воскликнула жена.
Саид сказал:
– Мы отдадим их тому, кто сделает нам всё это – ведь мы больше всего нуждаемся в этом.
Жена воскликнула:
– А это как?!
– Этими деньгами мы дадим хороший кредит Аллаху, – сказал Саид.
– Да, – сказала жена. – Да вознаградит тебя Аллах добром.
Не успев встать с места, где он сидел, Саид разложил деньги по кошелькам и сказал одному из своих людей: “Отправляйся с этими деньгами к вдове такого-то, сиротам такого-то, обездоленным из рода такого-то и нуждающимся из рода такого-то”.
* * *
Да будет Аллах доволен Саидом ибн Амиром аль-Джумахи, который был из тех людей, которые помогают другим, несмотря на собственную бедность.