Под ночным путешествием подразумевалось перемещение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ночью из Мекки и Иерусалим, а под вознесением — его вознесение в высший мир, в котором принимали участие как его благородное тело, так и чистый дух Посланника Аллаха.
О ночном путешествии упоминается в Коране. Всевышний Аллах сказал:
«Слава Тому, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему часть Наших знамений, из Заповедной мечети в отдаленнейшую мечеть, окрестности которой Мы сделали благословенными. Поистине, Он — Слышащий, Видящий!» (Ночное путешествие, 1).
Что касается вознесения, то одни считают, что о нем говорится в начале суры «Звезда», 7–19, «На наивысшем горизонте. Потом он приблизился и спустился. Он находился от него (Джибриль от Мухаммада или Мухаммад от Аллаха) на расстоянии двух луков или даже ближе. Он внушил Его рабу откровение, и сердце не солгало о том, что он увидел. Неужели вы будете спорить с ним о том, что он увидел? Он уже видел его другое нисхождение у Лотоса крайнего предела, возле которого находится Сад пристанища. Лотос покрыло то, что его покрыло (золотая саранча, или группы ангелов, или повеление Аллаха). Его взор не уклонился в сторону и не излишествовал. Он увидел величайшие из знамений своего Господа. Не видели ли вы аль-Лат и аль-Уззу»
Другие же полагают, что там речь идет о чем-то ином.
Различные мнения высказывались также и о времени ночного путешествия и вознесения, было ли оно в десятом году хиджры или после девятого. Ибн Саъд в книге «Ат-Табакат» передает, что это произошло за восемнадцать месяцев до хиджры.
Если же говорить о подробностях этих событий, то в достоверных хадисах они излагаются следующим образом: сообщается, что Джибриль привел к Пророку находившемуся в это время у Каабы, Бурака — животное, которое было выше осла, но ниже мула, и могло передвигаться со скоростью взгляда. Посланник Аллаха сел на него, вместе с Джибрилем перенесся в Иерусалим и привязал Бурака к тому кольцу, к которому привязывали его и другие пророки, а потом вошел в мечеть и совершил там Намаз в два раката, руководя Намазом других пророков. После этого Джибриль принес ему два сосуда, в одном из которых было вино, а в другом — молоко, и когда Пророк выбрал молоко, Джибриль сказал: «Ты взял то, что соответствует естеству, и поэтому и ты, и община твоя будете выведены на прямой путь, а если бы ты взял вино, то община твоя сбилась бы с пути!»
Затем Джибриль вместе с ним вознесся к нижнему небу, попросил открыть врата и увидел там отца людей Адама и Пророк приветствовал его, а Адам ответил на его приветствие и подтвердил истинность его пророчества. И Пророк увидел, что справа от Адама находится множество людей. Это были души счастливых, и когда Адам смотрел на них, он смеялся. Слева от него также находилось множество людей. Это были души злосчастных, и когда Адам смотрел на них, они плакали. Пророк Мухаммад посетил семь небес и встречался там с пророками. Они ответили на его приветствие и подтвердили истинность его пророчества.
Когда Джибриль вознесся с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, к седьмому небу, он встретил Ибрахима и приветствовал его. Ибрахим ответил на его приветствие и подтвердил истинность его пророчества, и оказалось, что он сидит, прислонившись спиной к стене небесной Каабы, куда ежедневно входят по семьдесят тысяч ангелов, которые больше оттуда не возвращаются.
Затем Джибриль вознесся с ним к Лотосу крайнего предела (См. суру «Звезда», 14), листья которого по величине подобны слоновьим ушам, а плоды — огромным кувшинам, и никто из созданий Аллаха не в силах описать всю степень его красоты.
А затем Джибриль вознесся с Пророком, к Самому Всемогущему, приблизившись к Нему на расстояние двух полетов стрелы и даже ближе (См. суру «Звезда», 9). И Он ниспослал рабу Своему из Откровений то, что было Ему угодно, вменив в обязанность ему и членам его общины совершение пятидесяти Намазов ежедневно.
А когда на обратном пути Пророк проходил мимо Мусы, мир над ним, он спросил: «Что повелел тебе Господь твой?» Пророк ответил: «Он велел совершать ежедневно по пятьдесят Намазов». Муса сказал: «Поистине, не под силу будет это общине твоей, возвращайся же к Господу твоему и проси Его об облегчении!»
Тогда Пророк повернулся к Джибрилю, который знаком дал ему понять, что он может сделать это, если захочет, после чего посланник Аллаха еще несколько раз возвращался к Всемогущему и Великому Аллаху, пока количество обязательных Намазов не было сокращено до пяти. Когда же он сообщил об этом Мусе, он снова посоветовал ему вернуться и попросить об облегчении, сказав: «Клянусь Аллахом, я просил для сынов Исраила меньшего, но не смогли сделать и этого!»
Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне стыдно пред Господом моим, и я покоряюсь Ему!», а когда он был уже далеко, Господь его обратился к нему, сказав: «Слово Мое неизменно, и пять Намазов будут зачитываться здесь как пятьдесят!»
И в ту же ночь посланник Аллаха вернулся в Мекку. Оказавшись же среди своих соплеменников, он сообщил им о том, какие великие знамения были показаны ему Аллахом Всемогущим и Великим, но это привело лишь к тому, что они с новой силой принялись обвинять его во лжи и наносить ему всевозможные обиды. При этом одни стали хлопать в ладоши, другие хватались за головы руками в знак недоверия и удивления, а кто-то пришел к Абу Бакру ас-Сиддику, да будет доволен им Аллах, и сообщил ему об этом, на что он сказал: «Если он говорит так, значит, он говорит правду!» Люди спросили его: «И ты веришь ему?» Он, да будет доволен им Аллах, ответил: «Поистине, я поверил бы ему, даже если бы сообщил он и нечто более удивительное!»
Тогда неверные стали испытывать Пророка, требуя от него, чтобы он описал им Иерусалим, которого прежде он никогда не видел, и Аллах сделал так, что он увидел его перед собой воочию, после чего посланник Аллаха стал описывать город во всех деталях, и курайшитам ничего не оставалась, как только признать тот факт, что это описание было абсолютно точным.
А потом они задали Пророку вопрос об их караване, возвращавшемся в это время из Сирии, и он назвал им количество верблюдов в этом караване, описал всё то, что происходило с караваном в пути, назвал время его возвращения в Мекку и даже указал, какой именно верблюд идет первым. Всё это впоследствии подтвердилось, но это не заставило несправедливых отказаться от своего неверия.
А наутро к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, явился Джибриль, объяснивший ему, как именно следует совершать пятикратные Намазы, и указавший ему на время совершения каждого из пяти Намазов, ибо раньше мусульмане совершали их дважды в день, совершая по два раката утром и вечером.
Уроки и выводы:
- Некоторые люди, желая приблизить ислам к рациональному западу, стремятся доказать, что в исламе нет ничего, чтобы не было близко и понятно человеку. То есть они пытаются отрицать чудеса, дарованные Аллахом своим избранникам. Западные востоковеды пытаются придать пророку Мухаммаду образ смелого, дальновидного политика, отрицая в то же время его пророческие характеристики, одной из которых является его чудеса. По своему невежеству некоторые мусульмане также подхватываю подобные убеждения. Однако, такой подход не соответствует истине и данное чудесное событие в пророчестве Мухаммада, мир ему и благословение, яркое тому свидетельство.
Кроме того, если мы посмотрим на жизнь пророка, то увидим, что Аллах наделил его многочисленными чудесами помимо вознесения на небеса. Сообщения об этих чудесах пришли к нам от достоверных передатчиков, что делает невозможным их отрицание. Среди этих чудес: выход воды из его пальцев (хадис приводят Бухари, Муслим, Малик и др.), раскалывание луны (Бухари, Муслим и др.). Среди этих событий также вознесение пророка, о котором мы говорим в данной теме.
С другой стороны необходимо задуматься над тем, что мы понимаем под чудом. Человек называет чудом все что выходит за пределы его знаний и понимания. Все, что человеку кажется невозможным, он называет чудом. Однако часто случается, что какое-то явление ранее считалось чудом, но с развитием человека оно становится обычным явлением. В то же время многое из того, что является чудом мы склонны не замечать. К примеру, создание вселенной, сотворение человека, устройство маленькой клетки-мотора в живом организме. Все это чудо из чудес, то что восхищает нас удивляет и заставляет задуматься о всемогуществе Создателя миров. Он, который устроил все величайшим образом, согласно своему могуществу и знанию способен в любой момент изменить порядок вещей во вселенной, нарушить Им же установленные нормы, что будет восприниматься человеком как чудо.
- Посланник Аллаха, мир ему и благословение, перенес большое количество мучений и унижений от курайшитов. Одним из таких унижений было то, что произошло в Таифе. Тогда выгнанный из города пророк, мир ему и благословение, сел возле дерева и стал молить Аллаха, признавая свою слабость и прося о поддержке. В этом также проявляется один из видов поклонения Единому Аллаху. Единственное, что тревожило и пугало тогда пророка то, что постигшее произошло с ним по причине гнева Аллаха на него. Это проявляется в словах пророка: «…это не волнует меня, если Сам Ты на меня не гневаешься..».
Поэтому вознесение пророка было ответом от Аллаха, показывающим, что Он не гневается на него, а испытания есть непременное условие победы. Это путешествие также служило укреплением решительности пророка и его твердости на пути призыва.
- Перенесение пророка в Иерусалим перед вознесением на небеса показывает нам степень, которую Аллах установил этому дому. Здесь также проявляется связь всех пророков между собой и их единый источник ниспослания.
Особенно больно становится теперь за нашу святую землю. В каждое время и в каждую эпоху должны быть у этой земли защитники (мы с вами) от врагов и недоброжелателей.
- В том, что пророк, мир ему и благословение, выбрал молоко, когда Джибриль предложил ему молоко и вино, есть свидетельство того, что ислам это религия естества, соответствующая натуре человека. В этом причина быстрого распространения этой религии и легкости принятия людьми ее.
Из книги "Фикх ас-сира" Рамазан Бути