Потом Пророк отправился в паломничество вместо того паломничества, которое ему не дали совершить курайшиты. (Ибн Хишам сказал: «Главой Мекки он назначил Увайфа ибн аль-Адба-та»). Оно называется Умрат аль-Кисас, т.е. «Паломничество возмездия, или возмещения», потому что курайшиты воспрепятствовали Посланнику Аллаха совершить паломничество в священном месяце зу аль-каада в шестом году, и он решил отплатить им тем же. Он вошел в Мекку в священном месяце зу аль-каада в седьмом году хиджры, т.е. в том же самом месяце, в котором ему не дали совершить паломничество. До нас дошли слова ибн Аббаса, который говорил, что Аллах ниспослал об этом аяты из Корана, начинающиеся словами: «И святыни – возмездия...»
Вместе с Пророком отправились в паломничество те же мусульмане, которым вместе с ним не дали совершить паломничество в предыдущем году. Узнав об этом, жители Мекки отвернулись от него. Курайшиты стали между собой говорить, что Мухаммад и его сподвижники находятся в затруднении, в бедственном положении.
Мне рассказал верный человек со слов Ибн Аббаса: «Курайшиты выстроились у дома собраний, чтобы посмотреть на него и сподвижников. Когда Пророк вошел в мечеть, закинул полу своей одежды на левое плечо, так что правая его рука обнажилась, потом воскликнул: «Аллах проявил милость свою и показал им силу свою». Потом он приложился к одному из углов Каабы и побежал вокруг Каабы; за ним побежали и его сподвижники. Когда Кааба скрыла его от их глаз, он прикоснулся к йеменскому (южному) углу Каабы, дальше шел шагом, пока не коснулся угла, где висит Черный камень. Так он обежал вокруг Каабы три раза, а остальные обхождения совершил шагом. Ибн Аббас говорил: «Люди думали, что они не должны совершать все эти действия, потому что Пророк совершил все эти обряды для курайшитов. Однако, совершая прощальное паломничество, Пророк сделал эти действия обязательными, и в дальнейшем все это стало законом».
Абдаллах ибн Абу Бакр мне рассказывал, что, когда Пророк в тот раз входил в Мекку для совершения паломничества, Абдаллах ибн Раваха вел верблюдицу Пророка за недоуздок и декламировал стихи:
«О Боже! Я верую в его слова.
Когда ему подчиняюсь – я подчиняюсь самому Аллаху.
Мы с вами за утверждение значений Корана,
Так же, как сражались с вами тогда,
Когда Коран был только что ниспослан».
Мне рассказали Абан ибн Салих и Абдаллах ибн Абу Нуджайх со слов Ита ибн Абу Раббаха и Муджахида ибн аль-Хаджжажа, со слов ибн Аббаса, что Посланник Аллаха во время этой поездки женился на Маймуне бинт аль-Харс, будучи одет в наряды паломника. Ее выдал за него замуж аль-Аббас ибн Абд аль-Мутталиб.
(Ибн Хишам сообщает, что Маймуна поручила решать это дело сестре своей Умм аль-Фадлу, которая была замужем за аль-Аббасом. Умм аль-Фадл передала это поручение аль-Аббасу, и он выдал ее замуж за Пророка в Мекке, получив за нее калым от Пророка в четыреста дирхамов).
Пророк находился в Мекке в течение трех дней. На третий день к нему пришел Хувайтиб ибн Абд аль-Узза во главе группы курай-шитов. Курайшиты поручили ему вывести Пророка из Мекки. Ему сказали: срок твой истек, и уходи от нас. Пророк им в ответ сказал, что он женился на курайшитке и хочет отпраздновать свадьбу вместе с ними, пригласил их на свадьбу. Но курайшиты отказались прийти на свадьбу и потребовали ухода Пророка из Мекки. Пророк выехал из Мекки, поручив Маймуну своему вольноотпущеннику Абу Рафиа, который и привез ее в местечко Сариф, где вошел к ней Пророк. Потом Пророк уехал в Медину в месяце зу аль-хиджа.
Ибн Хишам сказал: «Как мне рассказал Абу Убайда, Аллах ниспослал Пророку следующие аяты: «Аллах исполнил свое обещание, данное посланнику своему в сновидении: «Войдете в запретную мечеть, с позволения Аллаха, в безопасности, обрившие головы или постригшиеся: и у вас не будет страха». Он знал то, чего не знали вы. Кроме этого Он определил вам близкую победу» (48:27), т.е. Хайбар.