Когда Посланник Аллаха усаживался в мечети, к нему подсаживались его низкородные сподвижники: Хаббат, Аммар, Абу Фукайха Иасад – вольноотпущенник Сафвана ибн Умаййа, Сухайб и другие такие мусульмане, над которыми посмеивались курайшиты. Они между собой говорили: «Эти – его приятели, как вы видите! Разве даровал Аллах праведный путь и истину, выбрав их из нашей среды? Если бы то, что принес Мухаммад, было Добром, то эти не опередили бы нас к нему и не обособил бы Аллах этим добром их из нашей среды».
Всевышний Аллах о них ниспослал следующие аяты: «Не отгоняй от себя тех, которые утром и вечером возносят молитвы к Господу своему, ища лица Его: не твое дело требовать от них отчета в чем-либо; как и не их дело требовать от тебя ответа в чем-либо; как скоро отгонишь их от себя, ты будешь в числе несправедливых. Так мы испытываем одних другими, чтобы они говорили: это не те ли между нами, которым благодетельствует Аллах? Не Аллах ли вернее всех знает благодарных? Когда приходят к тебе верующие в наши аяты, то говори: мир вам! Господь ваш сам себе предписал обязанность быть милосердным: кто из вас по неведению своему сделает злое дело, а после того покается и исправится, для того Он прощающий, милосерден» (6:51–54).
Как дошло до меня, Посланник Аллаха часто усаживался у холма Марва возле торговой лавки некоего христианского юноши по имени Джабр, раба ибн аль-Хадрами. В большей части своим откровениям Мухаммад обучается у Джабра-христианина, слуги ибн аль-Хадрами. Всевышний Аллах об этом ниспослал следующие слова: «Мы знаем, что они говорят: «Его учит один человек». Язык того, на кого они неверно указывают, иноплеменный; а этот есть чистый арабский язык» (16: 103).
Аль-Ас ибн Ваиль, как дошло до меня, когда при нем упоминали Пророка, говорил: «Оставьте его, он человек бездетный, у него нет сына. Когда он умрет, то о нем забудут». Всевышний об этом сказал: «Мы дали тебе аль-Каусар; потому молись Господу твоему и принеси жертву. Тот, кто ненавидит тебя, – он и есть бездетный» (108:1–3).
Рассказал мне Джафар ибн Амр со слов Абдаллаха ибн Муслима, со слов Анаса ибн Малика, который говорил: «Я слышал Посланника Аллаха. Его спросили: «О Посланник Аллаха! А что такое аль-Каусар, который дал тебе Аллах?» Он ответил: «Река, которая протянулась бы от Саны до Айлы, число ее притоков столько, сколько звезд на небе; к ней прилетают птицы, шеи которых подобны шеям верблюдов». Омар ибн аль-Хаттаб спросил: «А они, о Посланник Аллаха, нежные?» Ответил: «Съедающий их нежнее их самих». Мы слышали в этом хадисе или в другом, что Пророк сказал: «Кто испил из нее, никогда не будет испытывать жажду».
Итак, Посланник Аллаха призывал свой народ к исламу, рассказывал им, разговаривал с ними. Замаа ибн аль-Асвад, ан-Надр ибн аль-Харис, аль-Асвад ибн Абд Ягус, Убайя ибн Халаф, аль-Ас ибн Ваиль ему говорили: «Если бы с тобой, о Мухаммад, был ангел и рассказывал о тебе людям и показывался вместе с тобой!» Об этих их словах Всевышний говорил следующее: «И они сказали: «О, если бы к нему был ниспослан ангел!» Если бы мы ниспослали ангела, то дело это кончилось бы: после того для них не было бы отсрочки. И если бы мы поставили вместе с ним ангела, то представили бы его человеком: мы одели бы его в одежду, в какую они одеваются» (6:8–9).
До меня дошло, что однажды Посланник Аллаха проходил мимо аль-Валида ибн аль-Мугиры, Умаййи ибн Халафа, Абу Джахла ибн Хишама, которые стали всячески насмехаться над ним, оскорблять его, подшучивать над ним. Это рассердило Пророка. По этому поводу Аллах ниспослал ему следующие слова: «Еще раньше тебя над посланниками насмехались; но тех, кто насмехался над ними, постигало то, над чем они насмехались» (6:10).