Что значит, с точки зрения ислама, вступить в брак? Ответ возможно очевиден, но мудрость, заключенная в этом поступке огромна. Предлагаем вам ознакомиться с некоторыми мудростями, что приносит брак человеку и обществу.
1. Продолжение рода. Семья должна стараться воспитать достойное и благочестивое потомство, которое вносило бы посильный вклад в развитие общества даже после смерти родителей. Истинно, Пророк Мухаммад сказал:
«Женитесь, ибо я буду ходатайствовать за вас перед Аллахом (за большинство из вас)».
2. Удовлетворение естественных потребностей физиологии в соответствии с моралью и законами Ислама. Ислам строго рекомендует и мужчине, и женщине воздерживаться от половых отношений до вступления в брак. Пророк Мухаммад сказал:
«О юноши! Тот из вас, кто созрел для брака, должен жениться, так как это усмиряет нескромные взгляды и защищает вашу плоть. А тот, кто не может жениться, должен поститься, и это будет вашей защитой».
Мужчина и женщина, соединяющиеся брачными узами для того, чтобы беречь и охранять целомудрие друг друга, будут щедро вознаграждены Аллахом.
В продолжении этого длинного изречения Посланник Аллаха говорит: «…Совершить совокупление (с женой) — милостыня. Они сказали: «О посланник Аллаха! Совершив половой акт с женой, получает ли один из нас вознаграждение (от Аллаха)? Он ответил им: «Скажите мне, если он совершил прелюбодеяние, то это считается грехом или нет? Поэтому, если он, соблюдая брачный союз, совокупился с женой, то за это ему будет вознаграждение (от Аллаха)». Этот хадис передал Муслим (1006).
В Исламе целомудрие до вступления в брак играет очень большую роль, и поэтому людям, желающим создать семью, необходимо оказывать любую посильную помощь и не создавать никаких препятствий. Пророк Мухаммад, да благословит Его Всевышний и приветствует, сказал:
«Трое из вас в своих деяниях достойны благословения Аллаха: борец на пути Аллаха, раб, который заложил свою свободу и желает выкупить ее, и тот, кто хочет жениться, чтобы сохранить свое целомудрие».
3. Помочь вырасти грядущему поколению праведными верующими людьми. Любящие родители особенно пристальное внимание должны уделять высоконравственному воспитанию ребенка. В Коране Аллах повелевает: «О вы, кто верует! Уберегите и себя, и семьи ваши от Огня» (сура «Тахрим», 66:6).
Родители обязаны как нельзя лучше позаботиться о физическом, моральном и духовном развитии потомства. Муж и жена, желающие завести ребенка, должны объективно оценить уровень своей физиологической готовности к этому важному событию и свою домашнюю обстановку. Для малыша отношения между матерью и отцом будет живым примером идеала семейных отношений. Если родители живут в соответствии с Исламом, растущие дети захотят подражать им.
4. Взаимная помощь супругов в достижении обоюдной умственной, эмоциональной и физической зрелости. Безусловно, с момента свадьбы и муж, и жена сильно изменятся. Причина этих изменений кроется не только в возрастающей ответственности и изменении социальной роли, но и в том, что брак — очень серьезные отношения. Действительно, только объединяя усилия, муж и жена могут пережить трудные ситуации.
Также брак приносит много пользы на физиологическом и психологическом уровне. В тяжелые времена супруги делятся и поддерживают друг друга. Женщина, которой посчастливилось выйти замуж за благочестивого, верующего мужчину, любящего ее и обеспечивающего все ее нужды, сможет полностью реализовать потенциал, заложенный в ней от природы, — рожать и воспитывать детей и применить все свои способности и таланты. Мужчина, женившийся на набожной и заботливой женщине, после тяжестей и невзгод повседневной жизни найдет дома, в кругу семьи, рядом с женой и детьми, покой и утешение. Поэтому семья — самая маленькая, но и самая важная ячейка нашей уммы.
Семейные отношения должны быть саморазвивающимися, взаимоконтролируемыми, милосердными и исполненными любви. Им должны быть чужды эгоизм и неприязнь. Исключены раздражение, невнимательность, отчужденность или хвастовство, а также физическое и моральное угнетение.
Благородный Коран дает великолепное и тонкое описание естественной связи между мужчиной и женщиной: «Ваши жены для вас — одеяние, а вы — одеяние для них...» (2:187).
Одежда плотно прилегает к человеческому телу, укрывая и защищая его от неудобств внешней среды. Приведенная метафора раскрывает сущность отношений между мужем и женой. Их сердца и души крепко связаны; они защищают друг друга от внешних негативных явлений, которые могут ущемить их честь и достоинство или покой в их доме.
В благополучных семьях недостатки обладают свойством превращаться в достоинства, что в действительности с ними (недостатками) и происходит. Конфликтов практически нет: возникающие разногласия ссорами назвать трудно; супруги, скорее, договариваются, как сделать лучше, чтобы решить трудные вопросы. Все члены благополучных семей уверены, что другие им всегда рады, не сомневаются во взаимности и всегда готовы помочь; не ожидая просьб, они чувствуют и знают, что нужно другому. В таких семьях образуются и сохраняются собственные традиции, делающие семейную жизнь более интересной.
Абдуссабур Хайрутдинов