Первое, о чем Ислам вас просит, это спокойно обдумав пересмотреть свои чувства по поводу того, что постигло вас: «Вам предписано сражаться, хотя это вам неприятно. Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете.» (Аль-Бакара, 2: 216).
Кто знает, может что-то хорошее идет от чего-то плохого, и наоборот? Как говорится в пословице: «Нет худа без добра». Может быть трудные времена, которые вас настигли приведут вас к лучшим дням вашей жизни, если вы достойно пройдете свое испытание. Большинство из нас жалуются на окружающие обстоятельства и проблемы, рассчитывая на сочувствие и сострадание, хотя, если подумать, без трудностей невозможно чего-либо добиться. Даже успехи великих деятелей состоят из трудного тернистого пути, прилагающего массу усилий.
Дейл Карнеги писал: «Чем больше я изучал карьеру мужчин, тем глубже убеждался, что большинство из них в начале своего пути боролись со своими недостатками, и это стимулировало их на еще большие усилия и большие награды». Как сказал Уильям Джеймс: «Наша немощь может помочь нам неожиданно». И это действительно так, вспомним Мильтона, он замечательно писал стихи, но он был слепым, а музыка Бетховена? – одна из лучших в мире, но он был глухим. Великие личности процветали в жестких условиях, положив свою ответственность на плечи, а не за спину. Они принимали любые обстоятельства, давая волю своим навыкам, чтобы в будущем трансформировать свои тяжести и скорбь в подарок.
В священном Коране говорится: «Знайте, что тем, кому покровительствует Аллах, нечего страшатся и не изведают они горя». (Сура Йунус, аят 62-й). Те, кто руководствуется божьими законами, имеют свой взгляд на происходящее. Всевышний сказал: «После тяготы наступает облегчение» (65:7). Пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Печаль сменяется утешением, а тяготы – облегчением». Пока мы живем в материальном мире, мы не можем не страдать от естественных, материальных проблем, однако проблемы и трудности второго типа мы можем постепенно преодолевать путем изменения своего взгляда.
Польза от наших страданий и мучений заключается в том, что они способствуют нашему развитию. При этом, некоторые из этих проблем возвышают человека с физической точки зрения, а некоторые - с духовной. Профессор биологии, который показывал на занятиях кокон тутового шелкопряда, рассказывал о том, как гусеница шелкопряда выбирается из кокона. Он объяснял своим ученикам, что никто не должен помогать ей в этом и потом вышел из класса.
Бабочка изо всех сил старалась выбраться из кокона. Один из студентов из жалости решил помочь ей и расширил дырочку на коконе. Бабочка легко высвободилась из кокона, но умерла через несколько минут. Когда профессор вернулся на занятие, студент спросил у него причину смерти бабочки. Преподаватель ответил: «За борьбой бабочки, пытающейся пролезть в крошечное отверстие кокона, стоял замысел Господа, который таким образом хотел передать силу из тела в крылья бабочки, чтобы, освободившись из кокона, она приобрела готовность жить в этом мире, но ты не позволил бабочке укрепить свое тело за счет страданий. Она оказалась слишком слабой и не смогла продолжать жить».
Трудности делают нас сильнее, позволяют нам стать мудрее, начать ценить бесценное, а так же позволяют лучше узнать мир. Имам Али (мир ему) как-то сказал: «Тот, кто знает мир, никогда не печалится из-за трудностей и бедствий».
Переведено специально для «Инфо-ислам», сайт европейских мусульман