Одним из величайших знамений, которые демонстрируют нам действие Законов Всевышнего Аллаха, является то, что Милостивый и Милосердный Господь всегда поддерживает верующих в этой жизни (Сура 14:27) и помогает им и в этой жизни и в вечной (Сура 40:51).
В Коране этому есть несколько подтверждений, в том числе в историях предыдущих поколений и одним из них является пример нашего праотца, пророка Ибрахима (Мир ему).
Когда Всевышний ниспослал ему знание о Единобожии, Ибрахим полностью проникся верой в Его Единство, поверил во всемогущество и милость Аллаха. Уверовав в Бога пророк полностью предался Ему и стал призывать свой народ также уверовать в Единого Создателя всего сущего. Не встретив понимания призыва к истинной вере со стороны окружавших его людей, Ибрахим решился на смелый шаг — он пошел в храм и разбил идолов, предмет поклонений его заблудшего народа. Он это сделал ради Аллаха, с намерением показать ошибочность идолопоклонства и утвердить Единобожие в своем обществе.
«И было ответом его народа только то, что они сказали: «Убейте его или сожгите!» И спас Аллах его из огня. Поистине, в этом — знамения для людей верующих!» (Сура 29:24).
Всемогущий Аллах, видя верность и преданность Ибрахима спас его от огня.
Всевышний ниспослал нам в Коране эту историю, также как истории многих других пророков, не просто как констатацию исторического факта, Он сообщил, что в этих историях знамение для верующих. Аллах повелел размышлять над Его Словом, делать выводы и использовать полученные знания в жизни, чтобы идти верным путем.
«В рассказе о них есть поучение для обладающих разумом; это не было измышленным повествованием, но — для подтверждения истинности того, что ниспослано до него, для разъяснения всякой вещи, руководством и милосердием для людей, которые уверовали» (Сура 12:111).
Из повествования о Ибрахиме мы можем сделать следующий вывод. Человек, искренне верующий в Аллаха, соблюдающий молитву, добрыми делами подкрепляющий свою веру, очищающий свою душу от многобожия может быть уверен в том, что Аллах поможет ему в трудной ситуации (Сура 22: 40-41).
В Коране Господь не обещает, что у верующего человека не будет проблем в жизни, наоборот Он говорит, что и истинно верующих будут постигать испытания (Сура 2:155). Но цель этих испытаний скорее не наказать нас, а очистить и направить, подкорректировать наш жизненный путь и укрепить на прямом пути, чтобы мы заслужили благодать Аллаха.
«…Аллах не хочет устроить для вас тяготы, но только хочет очистить вас и чтобы завершить Свою милость вам, может быть, вы будете благодарны!» (Сура 9:6).
Это подтверждается и хадисом — кудси, т.е. прямой речью Аллаха, переданной нашим благословенным пророком Мухаммадом ( Мир ему). Всевышний говорит:
«Если Я хочу помиловать кого-либо, то не выведу его из мирской обители до тех пор, пока не воздам ему за все грехи, совершенные им: болью, недомоганием в теле, проблемами в семье, трудностями пропитания, скудостью материального достатка, до тех пор пока не останется грехов. И когда настанет его срок умирать, а что-то из грехов все же останется, то они искупятся тяжестью предсмертной агонии, и станет его душа чистой, подобно душе младенца.
И клянусь Своим величием! Если кто-то заслуживает наказания, то Я воздам (по справедливости Своей) ему в этой жизни за все хорошее, что он когда-либо совершил. Здоровьем в его теле, изобилием в достатке, спокойствием в сердце. И это до той поры, пока не воздастся ему за все доброе добром уже в этой жизни. А если что и останется, то воздастся ему это легкостью смерти. А вернется он ко Мне в состоянии, когда нечем ему будет защититься от ада».
Поэтому в Коране Всевышний предупреждает верующих, чтобы они не отчаивались в сложных ситуациях (Сура12:87, 29:23), а проявляли терпение и полагались на Всевышнего Создателя (Сура 16:42, 29:59), поскольку Его главные имена — Милостивый и Милосердный.
Установления Аллаха неизменны и Законы Его работают всегда и везде. Господь в Коране обещал помощь верующим (Сура 3:150, 61:13-14), и выполнение этого обещания мы можем встретить во всех Священных Книгах Всевышнего, в выводах праведных ученых и в нашей жизни, внимательно наблюдая за происходящими в ней событиями.
Аллах дает нам все необходимое для того, чтобы жить праведной жизнью. Он устроил для нас этот мир и дал нам Руководство для определения верного пути.
Поэтому если с нами происходят какие-то неприятности, мы должны проходить их с терпением и пониманием того, что Всевышний заложил в них для нас благо. Господь, в Коране, после обещания испытаний верующим, открывает: «…и обрадуй терпеливых,- тех, которые, когда их постигнет бедствие, говорят: «Поистине, мы принадлежим Аллаху, и к нему мы возвращаемся!». Это — те, над которыми благословения от их Господа и милость, и они — идущие верным путем.»(Сура 2:155-157). Милосердный сообщает нам, что только через терпение можно достичь счастья (Сура 3:200) и награды Аллаха (Сура 28:80), а также во многих других местах Священной Книги Всевышний обещает награду терпеливым и в этой жизни и в последней (Например, Суры 7:137,12:90, 16:42,.16:96, 24:111, 26:75, 28:54, 39:10).
Таким образом, мы видим, что испытания даются человеку для очищения, духовного самосовершенствования, для того чтобы изменить нас к лучшему на прямом пути поклонения Аллаху. Поэтому напрашивается вывод, что терпение верующего должно быть разумным (Сура 70:5) и сочетаться с размышлениями о возможных причинах появления неприятностей. Всевышний говорит в Коране: «А что постигает вас из несчастья — за то, что навлекли ваши руки, и прощает Он многое» (Сура 42:30).
Соответственно, чтобы извлечь максимальную пользу из испытания и сделать правильные выводы на будущее нам следует проанализировать возможные причины возникшей ситуации. При этом в первую очередь мы должны обратить внимание на себя, на свое поведение, мысли и поступки в прошлом.
Иногда, при возникновении проблем, мы можем умолять Бога помочь нам, но пока мы не разберемся сами с собой, не сделаем правильные выводы, не исправим, то, что должны исправить, помощь может долго не приходить. Возможно, об этом говорится в Коране: «…Поистине, Аллах не меняет того, что с людьми, пока они сами не переменят того, что с ними.» (Сура 13:11). И это потому, что как уже было определено, главная цель испытаний — очистить верующего, а для этого мы должны найти идолов в своей душе и, как сделал Ибрахим (Мир ему), разбить их, очистить свой храм души от них.
«Получил прибыль тот, кто ее (душу, прим. автора) очистил; понес убыток тот, кто ее утаил» (Сура 91: 9-10).
Кропотливо и скрупулезно, а самое главное объективно и беспристрастно разбираясь со своей душой мы ищем там грехи, за которыми не последовало деятельного раскаяния, непрощение, обиду, проявленную несправедливость, невыполненное обещание, разрыв отношений с родственниками, гордыню или незаслуженное приобретение, неправедное обогащение и т.п.
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите Слово прямое. Он устроит вам ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его посланнику, тот получит великую прибыль» (Сура 33:70-71).
Иногда, это бывает нелегко, без ложных оправданий объективно судить себя, говорить себе слово прямое. Но если мы будем богобоязненны, мы найдем верный путь исправления и заслужим прощение и благоволение Аллаха, через наше усердие в деле поиска истины и проявленное при этом терпение (Сура 47:31).
«Потом, поистине, твой Господь для тех, которые творили зло по неведению, а потом раскаялись после этого и исправили, — поистине, твой Господь после этого прощающ, милостив!» (Сура 16:119).
Верующие, уверенные в Законах Аллаха, когда происходят неприятности понимают, что в них заложен определенный смысл и что этим Всевышний очищает их и не дает сойти с верного пути. Они знают, что Милосердный дает только то, что человек может вынести и что после тягости всегда наступает облегчение.
«Разве сделаем Мы тех, которые уверовали и творили благое, похожими на производящих порчу на земле или сделаем богобоязненных подобными распутникам? Писание ниспосланное тебе, благословенно, чтобы обдумали его знамения и припомнили обладатели рассудка.» (Сура 38:28-29).
Верующие понимают, что только любимым созданиям своим Господь посылает уроки жизни, а неугодных оставляет без внимания до поры до времени и поэтому воспринимают произошедшее именно как урок. С сердцем полным богобоязненности они обращаются с мольбой к Аллаху (Сура 2:45) и просят Его проявить милость и показать им совершенные ими ошибки. Они обращаются с твердым намерением исправить их и следовать истинному пути.
«Не постигает какое-нибудь постижение, иначе как с дозволения Аллаха. А кто уверовал в Аллаха, сердце того Он направит на верный путь. Аллах о всякой вещи знающ!» (Сура 64:11).
Помочь себе получить знание от Аллаха мы сможем если искренне покаемся, дадим садака, и после обращения к Всевышнему с искренней просьбой просветить наши души, показать наши ошибки и путь исправления, будем читать Коран, Священную Книгу, через которую Господь обращается к людям. Читая Слово Аллаха нам следует проявить терпение, основательно размышлять о прочитанном, стараться найти в нем ответы на свои вопросы, вознося при этом постоянную хвалу Аллаху. Только проявив усердие, предавшись всей душой Создателю, полагаясь на Его мудрость, а не на собственное мнение, мы сможем заслужить милость Всевышнего и направление на верный путь.
Со временем, по мере движения вперед по жизни, в вере и благодарности Аллаху за Его наставления, делая необходимые выводы из испытаний, мы будем духовно расти и становиться мудрее. Мы станем более внимательно относиться к своим мыслям, словам и делам, к окружающим нас людям, будем лучше отличать добро от зла, а значит все меньше и меньше совершать ошибки в жизни. Помогать нам с терпением проходить сложные участки жизни и согревать нас будет мысль о том, что главная цель этой жизни это заслужить довольство Всевышнего и в Судный день получить направление на вечное пребывание в раю. «Или вы думали, что войдете в рай, когда Аллах еще не узнал тех, которые усердствовали из вас, и узнал терпеливых?» (Сура 3:142) и как сказал Пророк Мухаммад (Мир ему): «Знайте: Ваше существо оценится только Раем и ничем, кроме Рая. Смотрите, не продешевите себя».
Муслим САФАРОВ