Прошли молодые годы, полные энергией и стремлений. Габдрахман бабай выполняет все по предписанию, не делая себе поблажек. Но все же, старость дает о себе знать, ухудшилась и память, и внимание. Иногда, когда он берет тахарат, можно заметить некоторые упущения и недостатки. Понимаешь, что причина этого – преклонный возраст.
Как-то раз один молодой мусульманин начал его поправлять, возможно, у него были благие намерения поправить старика, и сделал ему замечание. В глазах же Габдрахман бабая было и желание выполнить все как надо, как положено по шариату, но в то же самое время, в его глазам можно было видеть смятение, некую обиду, но не на молодого парня, а потому, что сам не заметил ошибки.
Не всякий пожилой воспримет наше замечание спокойно. Это может и обидеть. В таком случае можно привести пример Хасана и Хусейна, когда они, увидев пожилого мусульманина, обнаружили его упущения при совершении тахарата, и что же они сделали? Замечание? Нет! Дабы указать на ошибку старца, они подошли к нему и сказали: «Мы хотим совершить омовение, а ты рассуди, кто из нас лучше это сделает». Старец посмотрел на то, как они совершают омовение, и понял, свою ошибку, сказав: «Вы правильно совершили омовение, я – нет, и благодаря вам научился правильному совершению омовения».
Кто бы ни хотел поправить пожилого человека или совершить какое-либо действие в отношении старца пусть этот молодой человек имеет в виду следующее:
От Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, приводится: «Какой бы юноша не проявлял бы почтение к старцу, Аллах обязательно назначит того, кто и его будет уважать в старости».
Обратите внимание на ту часть изречения, в которой сказано: «Какой бы юноша не проявлял бы почтение к старцу…». Здесь сказано об общем уважении к старым людям, вне зависимости от цвета кожи, разреза глаз, или вероисповедания. Мусульманин должен относиться вежливо и учтиво со всеми людьми преклонного возраста, не зависимо от того, к какому вероисповеданию или национальности относится пожилой человек.
Указанием этому служит следующее изречение Посланника Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, которое приводится от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах: «Клянусь Тем, в чьей длани моя душа, Аллах не лишит Своей милости того, кто милосерден». Сподвижники сказали: «Каждый из нас проявляет милосердие». Пророк, мир ему и благословение сказал: «Не милосердие к своему другу…, а милосердие ко всем людям».
В другом изречении приводится следующее: «Не из нас тот, кто не милосерден к младшим и не уважает старших».
Нужно учитывать также и свое отношение к людям, которые старше нас по возрасту. Младший должен приветствовать старшего первым. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Младший приветствует старшего, идущий сидящего, малая группа большую группу».
В любом случае, если вы делаете что-то в отношении кого-либо, вы должны начинать со старшего человека. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Джибриль повелел мне начинать со старших».
Об этом повествует также хадис, приводимый в достоверном сборнике от Малика ибн Хувайриса, что Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Когда наступит время молитвы, то пусть кто-либо из вас произнесет азан, а имамом встанет самый старший из вас».
Людям пожилого возраста в исламе предписано облегчение в некоторых вопросах искупления (кафарат), и обязательного (фард). По вопросу искупления: общеизвестный случай, который описан в Коране, а именно в суре «аль-Муджадаля», когда в отношении старца были варианты искупления по причине преклонного возрасти и бедности (3 и 4 аяты). По вопросу обязательного: пожилые люди могут не поститься во время Рамадана, если у них нет на это сил. К тому же, сам Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, сделал замечание Муазу, когда тот слишком затянул с намазом, сказав: «Воистину, за тобой молятся и пожилые, и немощные, и те, у кого есть необходимость».
Конечно, можно приводить множество изречений Пророка, мир ему и благословение, и можно приводить примеры его сподвижников, то, как они относились к пожилым родителям и к пожилым людям вообще. Но есть хадисы, которые объясняют, почему нужно уважать старших. Если бы мы поняли и прониклись бы даже одним хадисом, мы бы безмерно начали уважать пожилых людей и никогда бы не подумали о том, чтобы хоть как-то их огорчить.
Таким образом, кто желает, чтобы к нему относились с почтением в старости, пусть сам уважает стариков и будет с ними учтив, вежлив и аккуратен.
Абдуссабур Хайрутдинов