Жизнь каждого из нас полна разного рода событий. Сливаясь в калейдоскоп, они зачастую отрывают нас от мыслей о том, что наш путь конечен. В глубокой старости, среди родных ли постигнет нас наш конец или где-то на отдаленной от дома дороге - никто из людей не ведает, никто не знает. Лишь изредка, когда близкие уходят в мир иной, когда люди шепчутся о внезапной кончине общего знакомого, мы вспоминаем о том, что рано или поздно, но каждый сыграет в ящик.
Всевышний говорит в Коране: «Каждая душа вкусит смерть». Так ли страшна она? Многие люди не осведомлены о том, что будет после нее и потому страшатся своей кончины. Кто-то относится к ней спокойно, но во всяком случае в обществе разговоры о смерти не считаются актуальными.
В мусульманской культуре свое видение и отношение к окончанию земной жизни. В исламе смерть расценивается как конец этапа «посева» и начала этапа «жатвы». Что посеешь, то и пожнешь – говорится в известной поговорке. Согласно мусульманской религии каждому человеку отпущено определенное, заранее предписанное время пребывания в земной жизни, и никто не способен умерить или увеличить свой срок. За этот период человек, достигнув сознательного возраста (в исламе с 15 лет), начинает сеять до самой смерти благие или плохие дела. Праведные люди, стремящиеся к чистоте перед Всевышним, повсеместно творят благое, грешники же напротив ослушаются заветов Бога на Земле. Но кем бы человек ни был, однажды срок его посева заканчивается и ему больше никогда не вернуться дабы посеять другие зерна.
Господь говорит в Писании: Когда же смерть подступает к кому-нибудь из них, он говорит:
«Господи! Верни меня обратно. Быть может, я стану совершать праведные поступки, которые я отбросил». Но нет! Это — всего лишь слова, которые он произносит. Позади них будет преграда вплоть до того дня, когда они будут воскрешены.»
У каждого из нас есть выбор: быть чистыми, человечными, благими, обладателями хорошего нрава, который так радует Господа либо ввергнуть себя в пучину следования за страстями этого мира, шагая по головам и теряя человеческое лицо. Мысли о конце жизни помогают расставить приоритеты в ней самой, помогают прочувствовать радости бытия, прожить жизнь, а не пробежаться по ней как безумный странник на сивой кобыле. В этом контексте хотелось бы вспомнить слова всем известного Стива Джобса:
«Память о том, что я скоро умру – самый важный инструмент, который помогает мне принимать сложные решения в моей жизни. Потому что всё остальное – чужое мнение, вся эта гордость, вся эта боязнь смущения или провала – все эти вещи падают пред лицом смерти, оставляя лишь то, что действительно важно. Память о смерти – лучший способ избежать мыслей о том, что вам есть что терять. Вы уже голый. У вас больше нет причин не идти на зов своего сердца»
В культуре ислама также принято напоминать себе о том, что жизнь не бесконечна. Пророк Мухаммад говорил: «Больше вспоминайте разрушительницу наслаждении…»
Что же ожидать от нее? Погаснет ли наше сознание, или наша душа перейдет в другую сущность, или же отправится в путешествие по Вселенной. Неопределенность в этом вопросе пугает людей, которые как известно боятся всего, чего не знают. Но и на этот счет ислам дает довольно понятный простым людям ответ. Если вкратце, то к человеку приходят два ангела и задают ему контрольные вопросы, от ответа на которые зависят условия пребывания человека с момента смерти до Судного дня.
- Кто твои Господь?
- Какова твоя религия?
- Кто тот человек, который пришел к вам от Бога?
Если человек будет идти в своей жизни путем пророков, которые были посланы на землю для назидания людям, будет стремиться к довольству Всевышнего и остерегаться дурных деяний, то он с легкостью ответит на эти вопросы и будет укреплен в ответ, ведь это будет волнительным решающим моментом, в котором важна поддержка самого Создателя.
А тем, кто забыл о заветах Господа на земле, кто не размышлял о его знамениях, и потерял человеческое лицо, Творец сулит наказание, а Он силен в наказании.
Праведник правильно ответит на все вопросы ангелов и после вкусит частицу той райской жизни, которая ему обещана Аллахом. Тот, кто совершал тяжкие грехи или вовсе отвернулся от принесенной и объяснённой пророками истины, начнут получать наказание.
В таком положении пребудет душа человека, ибо тело его истлеет. Этот период жизни человека, с момента смерти его тела до Дня Воскрешения на арабском называется – Барзах. Когда же наступит Судный Час - тела будут воскрешены, а души вернутся в них и все люди ,жившие на земле, предстанут перед своим Создателем для великого суда.
Одним из самых известных хадисов на эту тему является сообщение, переданное аль Бара ибн Азибом: «Когда правоверный раб расстается с мирской жизнью и находится на пороге жизни будущей, к нему спускаются с неба ангелы с белыми лицами, подобными солнцу. Они приносят с собой саван и благовония из рая, и садятся там, куда простирается его взор. Затем к нему подходит ангел смерти. Он усаживается у его головы и говорит: “О благая душа! Выходи навстречу прощению и благосклонности Аллаха”. Душа правоверного покидает его тело подобно тому, как капля вытекает из горла сосуда. И тогда все ангелы, находящиеся между небесами и землей и на небесах, благословляют ее. Пред ней открываются все врата небес, и все хранители небесных врат молят Аллаха о том, чтобы эта душа взошла на небеса через них. Ангел смерти прибирает душу, и не проходит и мгновения ока, как другие ангелы принимают ее и облекают в саван с благовониями. Об этом сказал Аллах: «Наши посланцы умерщвляют его, и они не делают упущений» (6:61).
После этого душа начинает благоухать самым прекрасным ароматом мускуса, который только можно найти на земле. Затем ангелы возносят душу на небеса. Когда они минуют сонмы ангелов, те вопрошают: “Чья это прекрасная душа?” Им отвечают: “Такого-то, сына такого-то”. Они называют верующего самыми красивыми именами, которыми его звали при жизни. Наконец, они добираются до первого неба и просят открыть врата, и врата отворяются. Приближенные ангелы каждого неба провожают душу до следующего неба, пока она не достигает седьмого неба. Тогда великий и могучий Аллах говорит: “Впишите весть о Моем рабе в верховьях Рая. Откуда ты мог знать, что такое ‘Иллиййун? Это - книга начертанная. Ее видят (или о ней будут свидетельствовать) приближенные” (83:19-21).
Тогда ангелы вписывают весть о нем в ‘Иллиййун. Затем им велят: “Верните его на землю, ибо Я обещал им, что из нее создал их, в нее же их возвращу и из нее их изведу еще раз”. Ангелы возвращают душу верующего на землю, и она возвращается в тело. Благодаря этому человек слышит стуки сандалий своих близких, когда они удаляются от него, а затем к нему приходят два суровых ангела, которые начинают кричать на него. Они садятся рядом и спрашивают: “Кто твой Господь?” Он отвечает: “Мой Господь - Аллах”. Они спрашивают: “Какова твоя религия?” Он отвечает: “Моя религия - ислам”. Они спрашивают: “Что за человек был послан к вам?” Он отвечает: “Это был Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир”. Они спрашивают: “Каковы были твои деяния?” Он отвечает: “Я читал писание Аллаха, уверовал в него и был верен этому”. Ангел кричит на человека и спрашивает: “Кто твой Господь? Какова твоя религия? Кто твой пророк?” Это - последнее испытание, через которое проходит правоверный. Об этом сказал великий и могучий Аллах: «Аллах поддерживает верующих словом твердым в мирской жизни» (14:27). Благодаря этому он говорит: “Мой Господь - Аллах. Моя религия - ислам. Мой пророк - Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха”.
Тогда голос с небес возвещает: “Мой раб говорит правду. Расстелите для него райские красоты, оденьте его в райские одеяния и откройте для него врата в Рай”. Он начинает наслаждаться райским благоуханием, и его могила расширяется до просторов, которые только может объять его взор. Перед ним возникает мужчина с прекрасным ликом, в восхитительном одеянии, благоухающий приятным ароматом и говорит: “Я сообщу тебе нечто, что осчастливит тебя. Возрадуйся благосклонности Аллаха и райским садам с вечными прелестями. Это - день, который был обещан тебе”. Верующий вопрошает: “Пусть Аллах обрадует тебя! Кто же ты? Твой лик несет добро”. Он отвечает: “Я - твои благодеяния. Клянусь Аллахом, я всегда видел, как ты спешишь быть покорным Аллаху и избегаешь Его ослушания. И вот, Аллах воздал тебе добром”. Затем для верующего открываются врата в Рай и врата в Ад. Ему говорят: “Он был бы твоей обителью, если бы ты ослушался Аллаха, но Аллах заменил тебе его этим”. Когда же он видит то, что есть в раю, то говорит: “Господи, ускорь наступление Часа, чтобы я смог вернуться к моей семье и вновь обрести свое богатство”. Тогда ему говорят: “Будь спокоен!” Тогда верующий говорит: “Господи! Пусть же наступит Судный час, дабы я смог вернуться к моей семье и вновь обрести свое богатство”.
Когда же неверующий раб расстается с мирской жизнью и находится на пороге жизни будущей, к нему спускаются с неба ангелы с грубыми черными лицами. Они приносят с собой дерюгу из ада и садятся там, куда простирается его взор. Затем к нему подходит ангел смерти, усаживается у его головы и говорит: “О скверная душа! Выходи навстречу гневу и негодованию Аллаха”. Он вырывает душу неверного из тела, подобно тому, как зубчатый вертел проходит сквозь мокрую шерсть. От этого разрываются его сосуды и нервы. Все ангелы, находящиеся между небесами и землей и на небесах, проклинают ее. Для нее закрываются врата небес, и все хранители небесных врат молят Аллаха о том, чтобы эта душа не проходила мимо них.
Ангел смерти прибирает ее, и не проходит даже мгновения ока, как другие ангелы облекают ее в дерюгу. Душа неверного начинает извергать самое скверное зловоние, которое только можно встретить на земле. Затем ангелы уносят ее в небо. Когда они минуют сонмы ангелов, те вопрошают: “Чья это скверная душа?” Им отвечают: “Такого-то, сына такого-то”. Они называют неверующего самыми позорными именами, которыми его звали при жизни. Наконец, они добираются до первого неба и просят открыть врата, но они не отворяются». Затем Посланник Аллах, мир ему и благословение Аллаха, прочел следующий аят: «Воистину, не откроются врата небесные для тех, кто считал ложью Наши знамения и превозносился над ними. Они не войдут в Рай, пока верблюд не пройдет сквозь игольное ушко» (7:40).
Далее он сказал: «Тогда великий и могучий Аллах говорит: “Впишите весть о нем в сиджжин, что находится в земле низшей”. Затем ангелам велят: “Верните Моего раба на землю, ибо Я обещал им, что из нее создал их, в нее же их возвращу и из нее их изведу еще раз”. Ангелы бросают душу верующего на землю, так что она попадает в его тело». Затем он прочел следующий аят: «А кто приобщает сотоварищей к Аллаху, тот словно падает с неба, и птицы подхватят его, или же ветер забросит его в далекое место» (22:31).
Далее он сказал: «Его душа возвращается в тело. Благодаря этому человек слышит стуки сандалий своих близких, когда они удаляются от него, а затем к нему приходят два суровых ангела, которые начинают кричать на него. Они садятся рядом и спрашивают: “Кто твой Господь?” Он бормочет: “М-ммм… Я не знаю”. Они спрашивают: “Какова твоя религия?” Он бормочет: “М-ммм… Я не знаю”. Они спрашивают: “Что ты знаешь о человеке, который был послан к вам?” Он не может назвать его имени, и тогда ему говорят: “Мухаммад!” Он отвечает: “М-ммм… Я не знаю. Я лишь слышал, что люди говорили так”. Ему говорят: “Ты не понял этого и не последовал за ним”. Тогда глас с небес возвещает: “Он лжет! Расстелите для него огненные ложа, откройте для него врата в Ад”.
К нему подступают адский жар и огненный ветер, и его могила сужается настолько, что его ребра входят одно в другое. Тут перед ним возникает мужчина с отвратительным ликом, в омерзительном одеянии, от которого исходит гнилой запах, и говорит: “Я сообщу тебе нечто, что огорчит тебя. Это - день, который был обещан тебе”. Неверный спрашивает его: “Да сообщит Аллах тебе скверную весть! Кто же ты? Твое лицо приносит зло”. Он отвечает: “Я - твои скверные деяния. Клянусь Аллахом, я всегда видел, как ты не торопишься быть покорным Аллаху и спешишь ослушаться Его. И вот, Аллах воздал тебе злом”. Затем к нему посылают слепого, глухого и немого палача, держащего в руках палицу. Если он ударит ею по горе, то она рассыплется в прах. Но он бьет ею мученика, и тот превращается в прах, и Аллах вновь воссоздает его таким же, каким он был. Тут он бьет его еще раз, и он издает вопль, который слышат все твари, кроме людей и джиннов. Затем для неверного открываются врата в ад, для него расстилают огненные ложа, а он восклицает: “Господи, не позволяй Часу настать!”»
Таков в целом взгляд ислама на смерть и сопутствующие ей события. Каждый волен выбирать себе свои путь: рисовать жизнь изогнутым руслом реки либо прямой неуклонной линией ,но какими бы ни были верования относительно следующей жизни, земная ее часть с ее красой и сложным устоем подсказывает нам что смерть – еще не конец.
Луконин Расуль