Мусульмане, при упоминании имени пророка, по указанию Всевышнего Аллаха, произносят ему «Салават». В арабском варианте это звучит следующим образом: «алэйхи-с-саляту уа-с-салям». В арабском языке слово «салят» означает молитва, также употребляется как «мольба». Здесь возникает вопрос: «Как совершать мольбу за пророка?». В исламе есть ряд случаев, когда стоит молиться за пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего.
Об этом рассказал сам Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, в своих многочисленных изречениях.
Передается от Ибн Масгуда Укба ибн Амру аль-ансари, который сказал: «Когда мы сидели у Сагда ибн Убады, к нам пришел Посланник Аллаха, и Башир ибн Сагд сказал ему: «Аллах повелел нам молиться за тебя, так как же должны это делать?» Он сказал: «Говорите: Аллахумма салли аля Мухаммад, уа аля али Мухаммад, Кама салэйта аля Ибрахима, уа барик аля Мухаммад, уа аля али Мухаммад, кама баракта аля Ибрахима». А приветствие вы знаете».
Передается от Абдурахмана ибн Абу Ляйла, который сказал: «Повстречался мне Кагб ибн Уджра, и он сказал мне: «Не подарить ли мне тебе подарок?! К нам вышел Посланник Аллаха, и мы спросили его: «О, Посланник Аллаха, мы узнали, как приветствовать тебя, а как молиться за тебя?». Он ответил: «Говорите: Аллахумма салли аля Мухаммад уа аля али Мухаммад, кама саллэйта аля Ибрахима иннака Хамидун Маджид. Аллахумма барик аля Мухаммад уа аля али Мухаммад кама баракта аля Ибрахима иннака Хамидун Маджид».
Места, в которых произносятся слова мольбы за Пророка
1) В конце ташаххуда. Передается от Ибн Умара, что Посланник Аллаха сказал: «Не будет молитвы, кроме как с чтением (кыраат), чтением ташаххуда и мольбой за меня».
Передается от Фадаля ибн Убайда, что Посланник Аллаха услышал, как один человек в своей мольбе не помолился за пророка, и он сказал: «Этот поторопился». Потом он позвал и сказал ему, или другому: «Когда кто-нибудь из вас начинает молить Аллаха, то пусть сначала восхвалит Его, потом помолится за пророка, а потом пусть просит, что пожелает».
2) После второго такбира в молитве джаназа.
3) Хутбы: пятничная и праздничные хутбы Передается от Ауна ибн Абу Джухайфы, который сказал: «Мой отец был постовым Али, он стоял внизу минбара, и он рассказал мне, что Али поднялся на минбар, и он восхвалил Аллаха, помолился за пророка и сказал: «Лучшие в этой умме после Пророка, Абу Бакр, а второй Умар, сказал: «Аллах делает добро, кому пожелает».
4) После Азана В достоверных сборниках хадисов приводится от Абдуллаха ибн Амра, что он слышал Посланника Аллаха, который сказал: «Когда услышите муаззина, то говорите то же, что говорит он, потом помолитесь за меня, и поистине, кто помолится за меня один раз, то Аллах вернет эту мольбу 10 раз, потом просите у Аллаха для меня Василя, и поистине, это уровень в Раю, которого достигнет только один из Его рабов, и этим рабом желаю быть я, а тот, кто будет просить для меня Василя, за того я будут заступаться (в Судный день).
5) Во время совершения дуа Для совершения дуа есть три уровня:
а) молиться за Пророка до своих просьб, после восхваления Аллаха;
б) молиться за Пророка в начале своей молитвы, в середине и в ее конце;
в) молиться за Пророка в начале и в конце молитвы, а между ними просить о своих нуждах.
Передается от Али, который сказал: «Нет ни одного дуа, кроме как между ним и Аллахом, есть преграда до тех пор, пока он не помолится за пророка Мухаммада, и когда он помолится за Пророка, преграда исчезнет, и на его мольбу будет отвечено, а если он не помолится за Пророка, то ему не будет отвечено».
Мольба за Пророка является ключом к дуа, подобно тому, как очищение является ключом к молитве.
Мольба за пророка принимается и то, что между ними, также принимается.
6) При входе в мечеть и при выходе из нее От Абу Хурайры приводится, что Посланник Аллаха сказал: «Если кто-нибудь из вас входит в мечеть, пусть поприветствует пророка и скажет: «Аллахумма фтахли абваба рахматик», а при выходе пусть поприветствует пророка и скажет: «Аллахумма аджирни минашшайтаннирраджим».
7) На горах Сафа и Марва Передается от Вахба ибн Адждага, который сказал: Я слышал, как Умар ибн аль-Хаттаб во время проповеди в Мекке сказал: «Если кто-нибудь захочет совершить Хадж, пусть 7 раз совершит обход Каабы, потом прочитает два ракаата у макаму Ибрахима, потом поприветствует черный камень, потом начнет бег от Сафы, встанет на ней, повернется в сторону Каабы и совершит 7 такбиров, и после каждого такбира пусть восхваляет Аллаха, потом пусть помолится за пророка, а потом пусть просит для себя, на Марве пусть сделает то же самое».
8) Во время собраний и встреч Передается от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха сказал: «Если какая-либо община собралась и не упомянула Аллаха, и не помолилась за пророка, то это будет для них прегрешением, и если Аллах захочет, он накажет их, а если захочет, простит».
9) При упоминании Пророка Передается от Анаса ибн Малика, что Посланник Аллаха сказал: «Если меня упомянут перед кем-либо, то пусть благословит (помолится за) меня, и поистине, тот, кто помолится за меня один раз, того Аллах благословит десять раз».
Передается от Хусайна ибн Али ибн Абу Талиб, что Посланник Аллаха, сказал: «Жаден тот, в присутствии кого упомянули меня, и он не помолился за меня».
10) Днем и вечером От Абу Дарды передается, что Посланник Аллаха сказал: «Кто будет молиться за меня, когда светлеет и вечереет по десять раз, того настигнет мое заступничество в Судный день».
11) Во время посещения могилы Посланника Аллаха Передается от Абдуллы ибн Динара, который сказал: «Я видел Абдуллу ибн Умара, который стоял у могилы Пророка. Он помолился за него и совершил дуа за Абу Бакра и Умара».
12) При выходе на базар или на дагват и т.п. К слову сказать, раньше самое большое скопление народа было именно на базарах, как в принципе и сейчас. Вспомните себя в каком-нибудь торговом центре. Конечно, самое первое, что упоминалось после восхваления Всевышнего, была именно мольба за Пророка .
13) В праздничных молитвах Во всех праздничных молитвах: ураза-байрам, курбан-байрам и, конечно же, пятничные молитвы — всегда должно упоминаться имя Посланника Аллаха и мольба за него.
14) В пятничные день и ночь Передается от Анаса, что Посланник Аллаха сказал: «Больше молитесь за меня в пятничный день и пятничную ночь, и кто благословит меня в один раз, того Аллах благословит десять раз».
Передается от Абу Масгуда аль-ансари, что Посланник Аллаха сказал: «Больше молитесь за меня в пятничный день, и поистине, нет ни одного произнесшего на меня благословения, кроме как оно достигнет меня».
15) После полного прочтения Корана «Когда Малик ибн Анас завершал полное прочтение Корана, он собирал всю свою семью». В таких маджлисах более всего прав на то, чтобы упоминать Посланника Аллаха.
16) Во время чтения Ибн Синан сказал: «Я слышал Аббаса аль-анбари и Али ибн аль-Мадани, которые говорили: «Каждый раз, как мы слышали хадис, мы молились за Пророка».
17) Во время трудностей, печали и ниспрашивания прощения Как-то раз Убай спросил: «О Посланник Аллаха, я много совершаю дуа, сколько своих дуа я должен сделать для тебя?» Он ответил: «Сколько хочешь». Я спросил: «Четверть?» Он сказал: «Сколько хочешь, но если сделаешь больше, это будет лучше для тебя». Я спросил: «Половину?» Он сказал: «Сколько хочешь, но если сделаешь больше, это будет лучше для тебя». Я спросил: «Две трети?» Он сказал: «Сколько хочешь, но если сделаешь больше, это будет лучше для тебя». Он сказал: «Я все свои дуа сделаю за тебя». Он сказал: «Разрешатся твои проблемы, и будут прощены тебе грехи».
18) Произнесение мольбы за пророка в любом месте Посланник Аллаха сказал: «Не делайте из своих домов могилы… Просите для меня благословения, ибо поистине оно до меня доходит, где бы вы ни были».
Суть данных велений к упоминанию Посланника Аллаха — это воспитание в мусульманине любви к Пророку. Любовь к Пророку не выражается лишь на языке, она должна также проявляться на всей жизни мусульманина. И в конце: Хвала Аллаху Господу миров. Мир и благословение Его Посланнику и Пророку Мухаммаду. Аминь!
Подготовил Абдусабур Хайрутдинов