Основополагающим в жизни мусульман является понятие «Халяль». Одним словом, халяль – это все то, что согласно нормам мусульманского права дозволено употреблять в пищу либо использовать. В последнее время все больше людей, вступая в торгово-экономические, финансовые отношения или пользуясь разными услугами, интересуются соответствием объекта потребления стандартам «Халяль». И по сути, все они потенциальные клиенты халяльной продукции.
«Халяль» – это актуально
Знание того, что дозволено и не дозволено употреблять в пищу, входит в категорию первостепенных знаний, которыми должен обладать каждый мусульманин, так как за употребление харама (недозволенного) обещана суровая кара. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Плоть, которую взрастили на потреблении харама, достойна лишь огня ада». Основой же в халяле (дозволенное) и хараме является аят священного Корана, в котором говорится: «И разрешает вам Всевышний чистое (хорошее) и запрещает нечисть» (сура «Араф», аят 159). Всевышний Аллах велел Своим посланникам и пророкам, а также тем, к кому они были направлены, питаться дозволенным и избегать запрещенного. Всевышний Аллах сказал: «O те, кто уверовал! Вкушайте из того благого, чем Мы наделили вас» (аль-Бакъара 2:172).
Употребления запретного – в чем проблема?
Вред и опасность употребления запретного состоят в том, что в мире этом они препятствуют принятию деяний и ответу на мольбу. А в мире ином за это полагается наказание. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах Всевышний – Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого. И поистине, Аллах повелел верующим то же, что повелел Он и посланникам. Всевышний Аллах сказал: «O посланники! Вкушайте благое и совершайте праведные дела» (аль-Муминун 23:51). Абу Хурайра сказал: «А потом пророк (мир ему и благословение Аллаха) упомянул о покрытом пылью человеке с растрепанными волосами, который уже долго находится в пути и воздевает свои руки к небу, говоря: «О Господь, о Господь!» Однако пища его запретна, и питье его запретно, и одежда его запретна, и употреблял он запретное. Так как же может быть дан ему ответ?!» Муслим 1015.
Поистине, я слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Любое тело, которое вскормлено запретным, больше всего заслуживает Огня!» Абу Ну’айм 1/31, аль-Байхакъи 5760. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 4519.
Употребление запретного в пищу бывает двух видов:
Первое – это употребление в пищу того, что в основе своей является дозволенным, но приобретено запретным способом или на запретные деньги, например, получено ростовщичеством, взятками, блудом или украдено, отнято силой, заработано на продаже запретного (алкогольные напитки) и т.п.
Второе – это употребление в пищу того, что в основе своей запрещено: свинина, мясо хищных животных, вино и все остальное, что в основе своей является запретным, даже если это куплено на деньги, заработанные дозволенным способом.
Индустрия под названием «халяль» – требование времени
Сегодня вопрос халяльности продукции как никогда актуален. В мире многие товары, продукты питания, особенно мясо в том виде, как оно готовится, не отвечают требованиям Ислама и, следовательно, не подходят мусульманам. И конечно, все острее встает вопрос об обеспечении халяльным питанием и о подтверждении халяльности той продукции, которая изготовлена промышленным способом. Сегодня есть огромный спрос на услуги и товары, соответствующие нормам Ислама. В комплексе все это порождает необходимость развития целой индустрии под названием «Халяль».
Проблематика «Халяль»
К сожалению, понятие о том, что является халяль, а что нет, у производителей пищевой продукции сильно различается. И покупая, например, пельмени «Мусульманские», задумаешься: то ли они на самом деле халяльные, то ли их назвали мусульманскими просто потому, что там нет свинины. И такое представление о халяльности встречается сплошь и рядом, какой бы мы регион ни взяли. Другая проблема состоит в том, что знак «халяль» на покупаемом продукте – это еще не гарантия, что продукт является таковым в действительности. Особенно в наше время, когда цинично подделываются даже жизненно необходимые лекарства, что уж говорить об этикетке с надписью «халяль»! Ее тоже легко подделать.
Классификация питания с точки зрения Ислама
Ислам подразделяет еду на разрешенную, запрещенную и нежелательную. В арабском языке данным значениям соответствуют общеизвестные термины: халяль, харам и макрух.
Халяль – это все то, что согласно нормам мусульманского права дозволено употреблять в пищу либо использовать.
Харам означает запрет. В законодательной системе соответствует понятию «незаконный».
Макрух – не запрещенное ясными кораническими стихами или Сунной. В результате отстранение от макрух является вознаграждаемым действием, совершение же его влечет порицание.
Иногда трудно отнести продукт к одной из перечисленных категорий, что вызвало необходимость создания промежуточной категории – для сомнительных продуктов питания, между очевидным халялем и очевидным харамом. Эта категория известна как «машбух».
«Халяль»
В Исламе дозволенность (допустимость) является ключевым правилом, если прямой запрет не оговаривается. Иными словами, мусульманам позволительно есть любую пищу, если иное (запрещение) не доказано, не обозначено Священным Писанием (Коран), жизнеописанием Пророка с.а.с. (Сунна) или иным общепризнанным мусульманами суждением по аналогии (Кияс).
Если по-простому сформулировать категорию «Халяль», то это могут быть любые продукты, которые:
- не запрещены Писанием (т.е. не харам);
- не определены мусульманскими правоведами как нежелательные (т.е. не макрух);
- не находятся в области сомнительного (т.е. не машбух).
Это не только правила «гуманного» забоя скота, но и более широкая философия потребления только дозволенного. Имеются в виду разрешенные Всевышним продукты питания, а также товары и услуги, соответствующие исламским социальным, культурным и экономическим нормам.
Подготовлено специально для "Инфо-Ислам"