Мусульмане не употребляют алкоголь не потому, что запрет на него логичен и трезвость соответствует истинному пониманию культуры. Для них достаточно того, что Аллах Всевышний наложил запрет на выпивку. Господь Бог хочет, чтобы мы жили полноценной жизнью, полностью реализуя свои способности.
Аль-Бухари приводит такие слова Аиши, жены пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего: «Если бы Коран сразу же предписал арабам не пить хамир (вино), не играть в азартные игры или не заниматься развратом и прелюбодеянием, то они бы наверняка сказали: нет, мы не можем согласиться».
В действительности же Коран терпеливо вселял в сердца первых мусульман страх перед Господом и любовь к Нему, рисовал им картины другой жизни с ее Раем и садами Эдема для тех, кто повинуется Ему, и с адом и Геенной для тех, кто восстает против Него, и так до тех пор, пока сердца их не смягчились. Затем им было приказано прекратить употребление хамра (спирного), прелюбодеяние и азартные игры — и они согласились.
И даже тогда вино не было запрещено сразу. Ушло еще три года на то, чтобы полностью запретить эту отраву. Мусульмане стали задавать вопросы относительно вина. «Они спрашивают тебя о вине и майсире. Скажи: «В них обоих — великий грех и некая польза для людей, но грех их - больше пользы» - сура «Корова», 2:219.
Этот аят отвратил от вина и азартных игр многих преданных и набожных мусульман. Но поскольку ядовитая жидкость не была запрещена окончательно, основная масса мусульман продолжала пить, особенно утром (сабух) и вечером (габух). И все же этому предписанию принадлежала большая роль в снижении потребления алкоголя в Медине, куда переехал пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего.
Следующее предписание было ниспослано после того, как один из сподвижников, будучи в состоянии опьянения, сделал ужасные ошибки, цитируя Священный Коран в своей молитве. «О вы, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве, когда вы пьяны, пока не будете понимать, что вы говорите» - Сура «Женщины», 4:43.
Это ограничение было очень важным, поскольку впервые пьянство вошло в противоречие с молитвами, которые распределялись в течение всего дня, начиная с молитв на рассвете и кончая молитвами на ночь.
Результатом этого явился конфликт между новым предписанием и устоявшимся обычаем арабов пить с утра (сабух) и ранним вечером (габух). Внутренняя борьба раздирала душу многих пьяниц, пытавшихся обуздать свою страсть к спиртному. У некоторых хронических алкоголиков даже проявились отдельные симптомы, характерные при воздержании: конвульсии, или приступы белой горячки.
В качестве лекарства употребляли мед. Он был рекомендован Священным Кораном и пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Всевышнего, как прекрасная пища и целительное средство. Последний удар по вину был нанесен во время пира, в котором участвовали мухаджиры (мекканцы) и ансары (мединцы), где подавалось спиртное. Напившись, они стали хвалится друг перед другом, а потом затеяли драку, используя в качестве оружия обглоданные кости со стола. Когда они опомнились, а эффект опьянения уже прошел, то устыдились совершенного, чувствуя себя виноватыми и грешными. И в тот момент была ниспослана сура Корана, провозгласившая, что азартные игры и спиртные напитки отныне и навсегда запрещены для всех мусульман.
«Сатана желает заронить среди вас вражду и ненависть вином и майсиром и отклонить вас от поминания Аллаха и от молитвы. Удержитесь ли вы?» - сура «Tрапеза», 6:90-91.
Ответ всего общества был единогласным. Вот что передают со слов Анаса ибн Малика: Когда вино было запрещено, арабы все еще любили его, и не было для них ничего более трудного, чем соблюсти запрет. Тем не менее, они должным образом последовали ему. Каждый из нас, в чьем доме было вино, вынес его на улицу и вылил. На протяжении нескольких дней запах ядовитого зелья стоял над Мединой».
Пророк потребовал от жителей Медины вынести все вино, хранившееся у них дома, и сам ножом взрезал кожаные бурдюки, наполненные вином. В тот день посланник произнес свой знаменитый хадис, которым он проклял вино, тех, кто пьет, гонит, торгует или даже только подает его на стол. Таким образом, в течение одного-двух дней все население города превратилось в трезвенников, и наиболее удачная кампания, когда-либо предпринятая человеком против алкоголизма, была чудесным образом выиграна. С тех пор и по сей день мусульмане всего мира являются группой, наименее подверженной алкоголю и связанным с ним проблемам. Несмотря на принадлежность к различным нациям и культурам, большинство их сохранило свою воздержанность к алкоголю на протяжении веков.
Пророк говорил: «Все, от чего человек теряет рассудок, — запретно!» К этому злу и относится вино, наркотики, ибо они пагубно, отрицательно влияют на мозг человека и его организм в целом.
Тимур Шарафиев