Люди, приезжающие в мусульманские страны, постоянно, а точнее пять раз в день, могут наблюдать такую картину, как доносящийся призыв на арабском языке с минаретов мечетей. Красивый призыв нараспев читает муэдзин. Именно ему поручено оповестить людей о главном в исламе – о начале очередной молитвы. Выразительность призыва и его мотив до того разный, что в Мекке он произносится по-особенному, а к, примеру, в Стамбуле с нотками турецкого акцента. В Марракеше он тоже своеобразный, но слова кругом одинаковы и в них сокрыт главный постулат ислама – единобожие. На западного человека азан действует чарующе и не дает ему забыть, что он на Востоке!
Так как же появился Азан? Кому пришло видение говорить именно те слова в азане, которые мы слышим с вами каждый день?
Историю появления азана в исламе описывают нам в своех книгах по хадисам Абу Дауд и Ибн Маджа, а имам ат-Тирмизи считал, что эта история достоверная. Сподвижник Абдуллах ибн Зейд аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что он увидел во сне мужчину одетого в зеленую одежду несущий колокол, и сказал ему:
«О раб Аллаха, ты продаешь колокол?». Он сказал: «Что ты будешь с ним делать?» Я ему ответил: «Буду призывать с помощью него к намазу» . Тот мужчина сказал: «Не указать ли мне тебе на лучшее чем это (то есть призыв с колоколом)? Я сказал: «Что это?» Он сказал: «Ты скажи, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ашхаду алля иляха илляЛлах, ашхаду алля иляха илляЛлах, ашхаду анна Мухаммадар - расуляЛлах , ашхаду анна Мухаммадар - расуляЛлах, хайя 'аляс-соляя , хайя 'аляс-соляя, хайя 'аляль фалях , хайя 'аляль фалях, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар , ля иляха илляЛлах».
А пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, очень переживал (о призыве на молитву) с помощью трубения в рог и о звоне в колокол. Абдуллах ибн Зейд аль-Ансари вышел к пророку и сообщил ему, что увидел во сне, и сказал: «О Посланник Аллаха, я увидел во сне мужчину одетого в зеленую одежду несущий колокол», и все рассказал ему . Посланник Аллаха тогда сказал: «Истинно ваш товарищ увидел сон», и сказал: «Иди вместе с Билялем в мечеть и расскажи ему все, чтобы Биляль так призывал на молитву. Так как, поистине, голос Биляла громче, чем твой».
Я вместе с Билялем вышел в мечеть и рассказал ему все, и, таким образом, он призвал на молитву. Когда Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им (радиаллаху 'анху) услышав призыв, вышел и сказал: «О Посланник Аллаха! Клянусь Аллахом я видел подобно этому во сне!».
Вот так в исламе появился азан, призыв на молитву. Эта история подкрепляется множеством других хадисов.
К примеру, передается от Абдуррахман ибн Аби Лейла сказал : «Передали сподвижники Мухаммада, что Абдуллах ибн Зейд аль Ансари, пришел к пророку, и сказал: «О посланник Аллаха, я видел во сне как будто мужчина в зеленой одежде, встал на стену прочитал азан и камат по два раза…».
Фактом же остается то, что произношение азана увидели вместе сподвижник Абдуллах ибн Зейд аль-Ансари и второй праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб. Минареты же при мечетях появились позднее, и именно для того, чтобы муэдзин забравшись на них, смог как можно больше людей призвать на молитву.
И еще один факт, почему в утреннем азане на одну строчку слов больше? Рассказывают, что Аиша, да будет доволен ею Аллах сказала: «Пришел Билял к Пророку и прочитал азан на фаджр – утреннюю молитву, обнаружив, что Пророк, мир ему и благословение спит сказал: «Ассаляту хайрун минан-наум» - «Молитва лучше сна», и после этого эту фразу стали добавлять в утреннем намазе – передано имамом ат-Табарани.
Тимур Шарафиев