Мусульманин, несмотря ни на какие обстоятельства должен всегда задумываться о своем поведении. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, говорил, что: «Поистине я был ниспослан, чтобы усовершенствовать благородный нрав». Поэтому есть несколько основных правил благородной нравственности, которые указывают на характер мусульманина и делают веру качественной.
1. Приятная речь. Язык дан человеку для благих целей, чтобы он им восхвалял Всевышнего и говорил благое. Вероучение ислама строго по отношению к сквернословию.
Аллах говорит в Коране: «И обращайтесь к людям приятной речью» - сура 2, аят 83
2. Правдивость – один из принципов исламской нравственности. Мусульманину следует избегать лжи, зависти.
Пророк говорил: «Поистине, правдивость ведёт к благочестию, а благочестие приводит к раю. И, поистине, человек говорит правду, пока его не записывают пред Аллахом как правдивейшего. Поистине, лживость ведёт к греховности, а греховность — к огню. И, поистине, человек постоянно лжёт, пока его не записывают пред Аллахом как отъявленного лжеца.» (Аль-Бухари и Муслим)
3. Стремление к чистоте. Мусульманин, которого ислам хочет видеть образцом для людей, постоянно следит за своей чистотой. Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, пришедший навестить нас и увидевший какого-то человека в грязной одежде, сказал:
«Неужели он не мог найти ничего, чтобы постирать свою одежду?» (Имам Ахмад и Ан-Наса'и).
Мусульманин постоянно следит за своей чистотой, одежда его распространяет аромат благовоний. Сообщается в хадисе, приводимом имамом Муслимом со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Мне никогда не приходилось вдыхать аромата амбры, мускуса или чего-нибудь иного, более приятного, чем запах, исходивший от посланника Аллаха».
Имам Ахмад и Ан-Наса'и приводят со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, хадис, в котором сообщается, что он сказал: «Однажды посланник Аллаха, зашедший навестить нас, увидел человека с растрёпанными волосами и сказал: Разве он не мог найти ничего, чтобы привести в порядок свою голову?».
4. Эрудированность. Мусульманин убеждён, что стремление разума к знанию и использование знания является обязанностью, так как благородный посланник, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Стремление к знанию — обязанность каждого мусульманина» (Ибн Маджа). Отсюда следует, что он обязан подчиниться постоянному стремлению своего разума к науке и познанию. Аллах Всевышний отдал им предпочтение перед теми, кто не обладает знанием, сказав: «...скажи: «Разве равны между собой те, которые знают, и те, которые не знают?" Поистине, вспоминают только обладающие разумом» - сура «Толпы», аят 9.
5. Богобоязненность. Аллах возвеличил её место и значение, и именно это завещал Он для предыдущих и последующих поколений. «О те, которые уверовали! Если вы будете бояться Аллаха, то Он одарит вас способностью различать истину и ложь, отпустит вам ваши прегрешения и простит вас. Воистину, Аллах обладает великой милостью» - сура «Добыча», аят 29. Лишь богобоязненные люди – обретают успех. Аллах сказал: «И бойтесь Аллаха, — быть может, вы преуспеете» - сура «Имран», аят 200.
Переведено специально для «Инфо-Ислам», «Сайт европейских мусульман»