Выражение «Язык мой – враг мой» известно каждому из нас или подавляющему большинство точно. Речь – это то, что помогает нам в развитии, позволяет доводить информацию до других людей.
Позволяет оставлять информацию после себя. Иногда, как говорится, истину передают из уст в уста. Все это свидетельствует об особой важности общения для человека, о важности речи и соответственно того органа, при помощи которого человек разговаривает. Нам известно, что практически любую часть нашего тела можно использовать либо во благо, либо во вред. Язык в этом смысле играет значительную роль.
Язык – вред
В одном из изречений Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о том, что человек может сказать слово и не придать ему значения, и в этом слове не будет видеть ничего плохого, но за это слово его могут ввергнуть в Ад.
Как можно не контролировать свой язык до такой степени, что человек будет ввергнут в Ад только из-за языка?! Но именно это часто и случается. Причинами могут быть злость, зависть, ревность, распускание сплетен и просто банальное незнание своей религии.
Если говорить о примерах: как-то Аиша, да будет доволен ею Аллах, упомянула при Пророке, да благословит его Аллах и приветствует, что Сафия небольшого роста. В тот момент у Пророка изменилось лицо, и он сказал ей: «Ты сказала слово, которое, если бы смешали с морем, то оно изменило бы его».
Язык – это тот орган, который сколько бы ни работал, не устает. Язык – это тот орган, который является показателем нашей внутренней веры. Что говорит человек, как, какие слова использует, все это может нам рассказать о том, что за человек стоит перед нами. Человек, уста которого произносят слова: «субханаллах, астагфируллах, аль-хамдулиллях», «Аллах бирса» и т.п., сразу воспринимается нами, как человек набожный, и мы идентифицируем его как мусульманина.
Только тотальный контроль и вырабатывание привычки подумать, прежде чем сказать, может дать хоть какую-то гарантию, что язык будет не нашим врагом, а другом.
И примеры этому есть: Мухалляд ибн аль-Хусейн сказал: «Я не сказал ни слова, за которое просил бы прощения, на протяжении 50 лет».
Язык – добро
В мире должно быть все гармонично. Если мы за совершение греха достойны определенного наказания, то, не совершив его, мы должны быть вознаграждены.
Так, в одном из хадисов Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вам совершение близости с вашими женами записывается как благодеяние». Его спросили: «О, Посланник Аллаха, неужели за страсть и близость нам записывается награда?» Пророк ответил: «Если кто-то имеет близость в запретном, то это записывается ему как грех, и также за близость в дозволенном записывается награда» (Муслим).
То же самое мы можем сказать и о языке. Если мы оставим наш язык без контроля, он может явиться причиной великого горя, но если мы будем использовать его себе во благо, то сможем достигнуть великой цели.
К примеру, в одном из хадисов Посланника Аллаха говорится: тому, кто скажет: «Субханаллахи-ль-азыйм уа бихамдихи», будет посажена пальма в Раю.
Ведь, казалось бы, что может быть легче произнесения этого поминания.
Другой пример: Посланник Аллаха сказал:
«Если мусульманин будет следовать двум правилам, обязательно войдет в Рай, и воистину, они легки, даже если будет выполнять их мало: после каждой молитвы будет превозносить Аллаха (тасбих) 10 раз, будет восхвалять Аллаха (тахмид) 10 раз, возвеличивать Аллаха (такбир) 10 раз, это будет 150 на языке, и 1500 на весах. Кто перед сном скажет Аллаху Акбар 34 раза, скажет альхамдулиллях 33 раза, скажет Субханаллах 33 раза, это будет 250 на языке, а на весах 2500, так кто же из вас совершает днем и ночью 2500 прегрешений» (Передано имамами Ахмадом и аль-Бухари).
Для того чтобы язык был нам во благо как в этом мире, так и в том, нужно в этом мире быть его хозяином. Тогда в мире дольнем он станет вам другом и будет свидетельствовать о тех добрых словах, которые исходили из ваших уст. И что так же важно: даже попав в Рай, инша Аллах, вы не будете сожалеть абсолютно ни о чем. Как приводится в хадисах Посланника Аллаха: «Обитатели Рая не будут скорбеть ни о чем, кроме как о том времени, в котором (в Дунье) не поминали Аллаха».
Тимур Шарафиев